Антонов Ан-158
Узкофюзеляжный гражданский транспортный самолет Ан-158 создан в конструкторском Бюро имени «Антонова» в Украине. За основу брался Ан-148, его сделали длиннее для большего количества кресел для пассажиров. Ан-158 рассчитан на перевозку примерно ста пассажиров на расстояния не более 3100 км.
История
Проект самолета закончили в 2009 году, его разработка длилась примерно год. Первый экспериментальный лайнер сделали из опытного образца Ан-148, перекроив его. Весной 2010 г. Ан-158 был представлен общественности, и, спустя несколько дней, самолет совершил свой первый полет в Киеве с аэродрома конструкторского бюро.
После первого пробного полета до авиабазы в Гостомеле бортовой экипаж отметил устойчивость и надежность машины, легкость в управлении, и никаких минусов по пилотированию не обнаружилось.
Лайнер оказался вместительней, экономичней относительно топлива, чем его конкуренты, аэродинамичней, эксплуатировать легко, обучить пилотов — просто, поддерживать в рабочем состоянии самолет — несложно. У заказчиков теперь есть выбор: на воздушных путях, где малый поток пассажиров, подойдет и Ан-148, там, где людей больше — Ан-158. Почти через год планировалось сертифицировать лайнер и запустить его в серийное производство совместно с российскими партнерами. ОАК и «Антонов» создали единый центр для торговли этим авиасудном.
Для получения сертификата необходимо проводить разного рода испытания во всевозможных метео- и прочих летных условиях. Такие полеты обычно занимают от двух до четырех лет. После чего судно сертифицируется и его можно использовать коммерческим организациям.
Что же касается Ан-158, то его испытания должны были занять намного меньше времени — всего год, т. к. он не сильно изменился от исходного Ан-148.
Предполагалось, что Ан-158 станет базой для модифицированных военных и грузовых самолетов. Характеристики практически останутся прежними, самолет только увеличат в размерах, вытянув фюзеляж еще больше.
Все свойства самолета согласованы с будущими заказчиками, которые предъявили ряд требований к машине. Разработчики попытались угодить всем, создав универсальное воздушное судно, отвечающее необходимым требованиям. Во время презентации проект оценили военные РФ и Индии, а также гражданские компании, которые выразили желание купить сотни таких самолетов с грузоподъемностью в два десятка тонн.
Гендиректору «Ильюшин Финанс Ko» Рубцов заявил, что он в восторге от этих лайнеров, которые компания тщательно изучает на данный момент. И это несмотря на сложный рынок, ведь новые грузовые лайнеры на переполненной нише продать очень проблематично, Ан-158 конкурентноспособный, даже среди многочисленных поддержанных грузовых воздушных судов. Возможность конвертироваться из пассажирского в грузовой самолет для многих представляет особый интерес как в коммерческой, так и в военной отрасли.
Первые серийные Ан-158 уже в 2011 году оказались у московского «Атлант-Союз». Гендиректор авиакомпании Бачурин рассказал, что заказчик заинтересован в обеих модификациях, и они планируют использовать оба самолета из линейки Ан, в том числе для полетов за рубеж. Если техническая поддержка производителя данных самолетов будет на высоте, то приобретение данного воздушного транспорта станет выгодным и конкурентноспособным вложением.
Выгода для «Атлант-Союз» если самолет за месяц налетал три сотни и более часов. Если судно налетало меньше, значит, оно не конкурент другим авиакомпаниям, у которых иностранный производитель.
Основная цель, на которой должен сосредоточиться в первую очередь производитель — это себестоимость машины. Серийный выпуск должен иметь приемлемую цену, что невозможно организовать при выпуске единичными экземплярами. Как сказал генеральный конструктор и президент КБ «Антонова» А.Д. Кива, стоимость одного самолета примерно 30 000 000 $. Ан-158 производится исключительно в Киеве, кроме покраски и внутреннего дизайна — это, как и испытания в небе, прежде чем отдать самолет заказчику, будет производиться в Воронеже.
Летом 2011 года в Париже был подписан контракт с многочисленными гарантиями, где «Антонов» обязуется максимально обслуживать проданные машины по всем характеристикам.
Через два года пять самолетов Ан-158 приобрела авиакомпания с Кубы и заказала еще три. На данный момент в КБ «Антонов» заказ на сотню таких самолетов. Машиной заинтересованы страны Азии, Америка, РФ, Украина и Африка.
Больше двух сотен компаний из пятнадцати стран мира участвуют в постройке данного самолета, что позволяет быстро подстраиваться под заказчика и делать те модификации, которые ему необходимы. Это могут быть как гражданские, так и военные самолеты, отдельно ВИП- варианты, грузовые и транспортные модификации.
И хоть заказов и заинтересованных взглядов в сторону Ан-158 много, на конец 2017 года, то есть за семь лет было построено всего семь самолетов. Первый — экспериментальный, который так и находится в ГП «Антонов», а остальные шесть из десяти предполагаемых, были отправлены на Кубу.
Летно-технические характеристики
ЛТХ не сильно изменились от исходного Ан-148. Рассмотрим их:
- длина самолета — 34,36 метров;
- высота — 8,60 метров;
- максимально взлетная масса — 43,7 тонны;
- силовая установка — 2 шт. ТРДД Д-436-148;
- скорость — 870 км\ч;
- дальность —3100 км;
- практический потолок —12,5 км;
- экипаж —5 человек;
- пассажировместимость — 99 человек;
- нагрузка — 9,8 тонн.
Конструкция
В чем отличия самолета от базовой 148 модели? Среди основных нужно отметить следующие пункты:
- больше пассажировместимость;
- фюзеляж увеличен в длину на 1700 мм благодаря двум новым секциям, которые нарастили спереди и сзади;
- полки над креслами увеличены в объеме;
- иная, улучшенная конструкция крыла;
- уменьшен расход топлива на три процента;
- уменьшены затраты на эксплуатацию на двенадцать процентов.
Взлетный вес остался таким же — 43700 килограмм. А вот удлинение фюзеляжа и возможность перевозить большее количество человек, компенсировалось уменьшенной дальностью перелета аж на 400 километров, теперь максимальная дальность — 3100 километра.
Есть три варианта салона: на 89 мест (бизнес и экономкласс) с двумя кухнями и туалетами, на 97 мест (один класс) тоже с парой кухонь и туалетов, и 99 мест (один класс) с парой кухонь и одним туалетом. На фото вариант экономкласса на 99 мест.
Шасси остался прежним, так как взлетный вес не увеличился. У крыла появился КАП, который позволяет увеличить эффективность топлива минимум на три процента. Две силовые установки Д-436-148, каждый двигатель с тягой в 6,73 тонны, расход топлива 1,65 тонн в час. Эти моторы сделаны КБ «Прогресс».
Кабина экипажа имеет современную многофункциональную авионику с пятью экранами для вывода всевозможной информации, в том числе борт систем. Переквалифицировать пилотов с Ан-148 в Ан-158 нет необходимости, так как система общая.
Эксплуатация самолета
Лайнер может совершать международные полеты, взлетать и садится в любое время суток и в любых погодных условиях. Самолет прекрасно себя чувствует от -55 °С до +45 °С, в высоких широтах планеты, и, после экспериментальных полетов в Иране, эксплуатацию разрешили в высокогорных районах от -300 метров до 4 километров над уровнем моря.
Изначальная задумка использования самолета на грунтовых взлетно-посадочных полосах пока не осуществилась. Грунтовые ВВП при эксплуатации не используются.