Самолет Як-9: фото, характеристики, вооружение

Первые два года Великой Отечественной войны были тяжелыми для Красной Армии, она нанесла большие потери, поэтому командованием Советского Союза ставилась задача быстрее нарастить количество вооружения: танков, самолетов, артиллерии. При этом ставилась задача скорее увеличить количество этих боевых единиц и не допускались всяческие изменения в конструкции. Работать начали заводы, которые были в эвакуации. При выпуске уже серийной продукции необходимо было учитывать боевой опыт, без него уже никак нельзя было обойтись, нельзя было его игнорировать.

В первые годы войны начали выпускать небольшие маневренные Як-1, Як-3, Як-7, а Як-9 стал самым массовым истребителем во время Второй мировой войны и разработать его поручили в конструкторском бюро Яковлева.

Фото Як-9

Описание самолета

Самолёт Як-9 был сделан на основе истребителя Як-7, но его конструкция была более совершенной. Изготовление начато в 42 году, в октябре месяце, и продолжалось до конца 1948 года. За этот период было произведено более 16000 машин различной модификации, которые использовались до 1950 года. Кроме того их продавали в страны содружества, Китай, Корею. Также иногда поставляли эти истребители в США и Великобританию.

На фронтах Великой Отечественной войны различных модификации самолета Як-9 находилось больше, чем модификаций самолетов всех вместе взятых, выпущенных в то время. За период производства было выпущено более 20 модификаций Як-9, 15 из которых отправили в серийное производство.

Машина могла выполнять совершенно различные задачи в военное время: это был и истребитель-бомбардировщик, и перехватчик, и фронтовой истребитель, он также годился для дальнего сопровождения. Модификации самолета Як-9 использовали различные виды двигателя, более 5 видов, различные объемы топливных баков, и на них устанавливали разные комплекты вооружения, их было около 7 видов.

На этой машине были учтены и устранены все недостатки предшествующих разработок истребителей. Як-9 принимал участие не только во Второй мировой войне, где он был сам самым используемым истребителем, но и в Корейской войне. Ниже вы можете видеть фото Як-9.

Истребитель Як-9

История создания

Опыт использования на фронте первых истребителей показал, что они имеют недостатки по сравнению с машинами противника. Их недостаточная вооружённость и мощность по отношению к весу аппарата стали причиной, по которой они проигрывали таким самолетом противника как bf-109.

Нужно было либо уменьшить массу самолета, либо установить на него более мощный двигатель. Необходимо было увеличить скоростные характеристики машины и его аэродинамику. При конструировании Як-3 решили сделать его максимально легким, это сделали за счет снижения количества топливных баков, а в конструкции сделали короче крыло. Такие меры привели к тому, что самолет потерял параметры по дальности перелетам и времени нахождения в воздухе.

Также хотели сделать легче самолет, пытались заменить все деревянные детали дюралевыми, но, когда началась война с этим были определенные трудности, металла в стране не хватало. Только в 1942 году наладили его выпуск, и это дало возможность начать изготовление истребителя абсолютно нового типа.

За основу истребителя Як-9 была взята серийная модель Як-7Б. Разработчики проанализировали конструкцию самолета и пришли к выводу, что уменьшить и улучшить аэродинамические качества его можно, например, заменив деревянные крылья на дюралевые, этим уменьшился вес конструкции на 150 кг. Сняли пулемет и улучшили обзор из машины.

Читайте также:   Самолет AC-130

Опытный образец Як-9 был готов в июне 42 года, его назвали сначала Як-7ДИ. Были произведены испытания, которые показали, что у него лучше полетные данные на дальность, маневренность, скороподъемность, чем у самолёта 7Б. Взяли его на вооружение под названием Як-9. Уже в октябре 42 года самолёт запустили в серию, которая вначале была налажена в Новосибирске на заводе № 103, там же выпускался и Як-7Б, в дальнейшем подключили к выпуску Як-9 и 166 завод в Омске.

Считалось, что самолёты Як-7 появились вовремя, поскольку тогда как раз проходила Сталинградская битва. Тогда же на фронтах войны появились и Як-9, но их еще было мало, более массово их стали производить в 43 году, где-то весной, а уже во время Курской битвы они стали появляться в значительно большем количестве в строевых частях Красной Армии.

Первые машины, поднятые в воздух, показали, какие есть недостатки конструкции. Например, часто оторвалась деревянная обшивка крыла, поэтому на фронт отправились специальные бригады ремонтников, которые могли ремонтировать машины и быстро устранять неисправности.

Воздушная машина обладала неплохими техническими характеристиками, неплохой маневренностью и была легка в рулении, но, всё же, самолет продолжал уступать вражеским истребителям в скорости полёта. Причина в этом была понятно всем, у нас стояли слабые двигатели. Также был и другой недостаток — плохая вооруженность самолета, что допускало в войне проигрыши противнику.

Поэтому решено было выпустить новые модификации самолета. Например, стоит отдельно упомянуть о модификации Як-9Т. Буква Т – обозначение «тяжелый», но это слово относилось не к весу машины, а обозначало вооружение. На него была установлена пушка НС-37. Теперь летчику понадобилось потратить значительно меньше ресурсов, чтобы уничтожить противника. Однако, эта пушка имела большие недостатки и управлять ею мог лишь хороший стрелок, которых было не так много. Все же, самолет до конца войны оставался наиболее массово применяемым на фронте, а после войны поставлялся на экспорт.

Летно-технические характеристики самолета в целом были удовлетворительными, что позволяло Як-9 противостоять противнику на войне. ТТХ можете видеть в таблице на рисунке ниже.

Характеристики

Описание конструктивных особенностей

Конструктивно самолёт изготавливался из разных видов материала: дерева, фанеры дюралюминия, полотна. Это был одноместный и одномоторный самолет, моноплан с низко расположенным крылом и 3-х опорным шасси, которое пряталось в полете. Корпус самолёта изготавливался из каркаса, который делали из хромансилевых труб, к ним крепилась моторама. Носовая часть машины была изготовлена металлической, а задняя часть, хвостовая, была обшита фанерой. В центре была кабина летчика с набором специального оборудования, его защищали бронестекла и бронеплита, которые устанавливались за его спинкой.

Конструкция крыла состояла из 2 дюралевых лонжеронов, нервюр и стрингеров, имела фанерную обшивку большой толщины, а сверху также обклеивалась полотном, для этого применялся эпоксидный клей. Механическая часть была из тормозных щитков и элеронов, которые выполнены из дюралюминия. Руление крылом выполнялось при помощи пневмосистемы. В крыльях самолета располагалось 2 топливных бака, покрытых внутри специальным слоем. На других вариациях машины было и 4 и 8 баков.

Силовая установка состояла из мотора М-105ПФ мощностью 1260 л. с. и винта ВИШ-61П с 3 лопастями, выполненного из металла.

На некоторых модификациях устанавливался мотор большей мощности. Изначально было вооружение из пушки ШВАК и пулемета УБС синхронного типа. Позже вооружение неоднократно менялось на разных моделях самолета, оно усиливалось, так как именно плохая вооруженность была слабой стороной этого самолета на войне. Чертежи Як-9 представлены на рисунке ниже.

Читайте также:   Самолет ATR 72: фото, лучшие места

Чертежи Як-9

Модификации самолета

Большим преимуществом самолета была его универсальность, его можно было переоборудовать под выполнение разных типов задач в военное время. Было отправлено для серийного изготовления более 15 модификаций, вот некоторые из них:

  • Як-9Д. Самолет с большой дальностью полета, что было сделано за счет увеличения запасов топлива, установили 4 топливных бака. Добились увеличения дальности полета до 1400 км. Однако, летчики рассказывали, что такого большого количества топлива практически не требовалось. Выпускали данную серию самолета более года, в 1943-1944 было произведено свыше 3 тыс. истребителей.
  • Як-9Т. Самолет с установленным тяжелым вооружением, в качестве которого была пушка НС-37 с боезапасом в 30 снарядов. Она пробивала броню противника в 30 мм с расстояния полкилометра. Также военная машина была оборудована и пулеметом УБ. Выпущено 2700 таких машин, их изготовление производилось с 1943 по 1945 год.
  • Як-9ТД. Дальний самолет с большим резервом горючего и авиавооружением.
  • Як-9К. Это тоже модель самолета с тяжелым вооружением, на него устанавливалась пушка НС-45. Стрелять можно было только кратковременно, так как самолет при этом подкидывало вверх и поворачивало. Изготовили всего 53 машины из-за такой работы пушки.
    Самолет Як-9
  • Як-9ТК. Пришла на смену предыдущей модели. Усилили конструкцию, теперь можно было устанавливать несколько видов пушек, в зависимости от того, какие требовались задачи.
  • Як-9М. Эта модель самолета сделана на основе Як-9Д, с более мощным мотором и улучшенными летными характеристиками. Выпущено более 4 тыс. самолетов такой модификации.
  • Як-9ДД. Модель применялась при необходимости сопровождать дальние бомбардировщики типа Ту-2. Отличает эту модель большой запас топлива, более усовершенствованное снаряжение, что позволяло выполнять перелеты более чем на 1,8 км в любых метеоусловиях. Самолет был тяжелым, весил 3380 кг.
  • Як-9Р. Модель, которая использовалась как ближний разведчик, с установленным фотооборудованием. Этот самолет изготавливался в небольших количествах или переоборудовался из серийных моделей Як-9.
  • Як-9Б. Модель бомбардировщика, бомботсек находился позади кабины летчика, туда размещалось 4 бомбы по 100 кг или 4 противотанковые бомбы в 4 кассетах. Было изготовлено немногим свыше 100 таких моделей.
  • Як-9ПД. Это модель-перехватчик для ПВО столицы. Работа над этой моделью далась с трудом, ее смогли отладить только к 44 году, что было уже не очень актуально. Выпущено 35 моделей этой модификации.
  • Як-9У. Существовали модели этой модификации с разными двигателями. Кроме того, в конструкцию самолета внесены некоторые изменения. Из вооружения было оснащение пушкой и 2 пулеметами, улучшена система охлаждения. Выпуск самолета начался с весны 1944 года.
  • Як-9УТ. Модель изготовлена на основе предыдущей, но вооружение сюда поставили помощнее, с пушкой НС-37 и 2 пулеметами. Изготовление данного вида модели началось в 1945 году, всего было произведено около 280 штук. Побывать на фронте они смогли, но уже в считанные дни.

Добавить комментарий