Истребитель Як-27

Барражирующий двухместный двухмоторный истребитель Як-27 был создан в ОКБ им Яковлева в 50-е годы прошлого столетия. Именно ему будет посвящена данная статья. Фото самолета вы можете видеть на рисунке ниже.

Самолет Як-27
Як-27Р в Центральном музее ВВС РФ, Монино

История создания самолета и особенности конструкции

После успешного создания и испытания, а затем и запуска в серию модификаций Як-25Р и Як-125Б в ОКБ Яковлева было принято решение разработать более современные воздушные машины по летным характеристикам, используя имеющиеся наработки. Предполагалось создать три самолета, выполняющих разные функции:

  • разведчик;
  • бомбардировщик;
  • истребитель.

Это должны быть двухместные машины с установленными форсажными моторами AM-11, разработанными в ОКБ А. А. Микулина. Каждый самолет должен быть оснащен 2 моторами, развивающими тягу до 5000 кгс. К разработке этих машин в 1954 году приступили в инициативном порядке, но разработка двигателей, их испытание и доводка затягивались. Совет Министров весной 1955 года выпустил постановление и приказ и предписал Яковлеву создание сверхзвуковых самолетов с двигателями РД-9, которые были уже отработаны.

Предполагалось создание двух опытных образцов, один из них получил предварительное название Як-121. Он должен был иметь два двигателя РД-9АК, радиолокационную станцию, «Сокол-М», 2 пушки 37 калибра с запасом 50 снарядов. Машина должна была быть представлена на государственные испытания в конце 1955 года. Второй опытный образец должен быть оснащен двигателями РД-9Ф, радиолокационной станцией «Сокол-2» и вооружением К-8. Его предполагалось поставить на государственные испытания в середине 1956 года.

Первый опытный самолет изготавливался на заводе КБ им Яковлева. От своего предшественника, Як-25М он отличался более современной аэродинамической схемой, длина его увеличилась, стала более 17 метров. Кабина пилотов на два места осталась похожей, но сделали больше наклон переднего стекла. Шасси остались такого же типа как у Як-25М, а форма крыла как у Як-26-1.

Читайте также:   Яковлев Як-35

Первые испытания образца были проведены в начале 1956 года и завершились в мае месяце. Испытания были удачные, максимальная скорость полета составила 1 тыс. 235 км/час, максимальная длительность полета — 3 часа. Машина приняла участие в военном параде в Тушино в этом же году.

Испытания второго опытного самолета задерживалось из-за отсутствия двигателей РД-9Ф, поэтому госиспытания были перенесены на один квартал. Одновременно начали выпускать небольшую серию самолетов, получивших название Як-27 на заводе в Саратове. Это стало возможным сделать еще до госиспытаний второго опытного образца, так как была проведена подготовка производства во время проведения заводских испытаний самолетов. Во время построения первых серийных самолетов необходимо было учесть все замечания военных. Самолет Як-27, который изготавливался в первом серийном производстве, имел отличия от изделия 121:

  • оснащение моторами РД-9Ф;
  • на вершине нового конуса установлена штанга ПВД;
  • установлена пушка HP-30;
  • оснащение системой «Горизонт-1В» для наведения;
  • немного видоизмененное крыло.

Истребитель Як-27 прошел заводские испытания на  саратовском аэродроме в середине 1957 года. Проводились испытания с отработкой полетов с одним мотором, и испытывалась новая конструкция крыла. Прошедшие после этого государственные испытания в НИИ ВВС показали хорошие летные характеристики машины.

Однако воздушная машина имела на вооружении пушки, а в то время стали считать перспективными ракетные вооружения, поэтому развитие этой модификации самолета не произошло.

Як-27

Модификации самолета

Истребитель-перехватчик с ракетами К-8

Другой опытный самолет был оснащен вооружением К-8 и на его основе изготовлена модификация Як-27К. Конструктивно он был такой же, как и первый опытный образец с установленными моторами РД-9Ф, с пилонами под ракеты К-8.

Проведение опытных испытаний началось в сентябре 1956 года, затем самолет дорабатывался, оснащался новым крылом. Через год провели повторные испытания. За время испытаний было проведено 14 полетов с подвешенными ракетами, летчик-испытатель — Волков.

Фото
Истребитель-перехватчик Як-27К на взлете

Модификация самолета Як-27К была запущена в серийное производство на саратовском авиационном заводе. Серийная машина была немного доработана по сравнению с опытным образцом. Немного вытянута носовая часть, установлена штанга приемника воздушного давления, РЛС «Сокол-2К», аппаратура наведения «Воздух-1». Также предусматривалось оснащение парашютами для торможения ПТ-5240-57. В 1958 году проводились испытания этой модификации самолета  с подвешенными ракетами.

Читайте также:   Dehavilland Dash 8 Q400: фото

Высотный истребитель

Як-27В — высотный истребитель, это одноместный самолет. Была поставлена задача перед ОКБ Яковлева достигнуть практического потолка 20–25 км.

Новый самолет был оснащен радиолокационной системой «Алмаз», схемой наведения либо «Горизонт-1» либо «Воздух-1» системой автопилотирования и прочим оснащением. Вооружение машины могло быть пушечным, комбинированным или только реактивным. Военные требовали установку бронированной кабины, систему автопилотирования и возможность запускать двигатели автономно. Разработчики считали, что выполнение таких требований приведет к утяжелению самолета и не позволит достичь заданных предельных характеристик.

Характеристики

Модель Як-27В изготавливался на основе изделия 121, путем его почти полной переделки. Изделие было оснащено двигателем РД-9АКЕ, новым модифицированным крылом, передняя часть изготовлена металлической. Самолет сделали легче за счет того, что убрали кресло второго пилота, тормозной парашют и некоторое оборудование. Зато объем топливных баков стал намного больше.

В конце апреля 1956 года начались заводские испытания и продолжались более года. Их проводил летчик В. Г.Мухин, который впоследствии перешел на работу в ОКБ Яковлева. В процессе испытаний было выяснено, что самолет набирает практический потолок 23 тыс. 500 метров, максимальная скорость 1900 км/час. Также были проведены испытания экспериментального высотного скафандра СИ-3М, который был разработан в подмосковном заводе №918 в Томилино.

Добавить комментарий

девять + 19 =