Самолет Пилатус PC-12

Pilatus PC-12 — одномоторный турбовинтовой лайнер производства Pilatus Aircraft of Switzerland. Существуют пассажирский и грузовой варианты самолета. Модель зарекомендовала себя как корпоративный транспорт класса бизнес-джет, который широко используют многие авиапредприятия.

Pilatus PC-12
Pilatus PC-12

Небольшой экскурс в историю создания самолета

Известная швейцарская фирма Pilatus Aircraft of Switzerland (PAS) существует с 1939 года. PAS объявила о начале работы над новым проектом на ежегодной встрече Национальной ассоциации бизнес-авиации (NBAA) в октябре 1989 года. К концу мая 1991 были подготовлены два экспериментальных прототипа лайнера. Один из них совершил первый полет в том же месяце.

Еще в 1991 году была намечена национальная сертификация новинки авиапрома, но ее пришлось отложить из-за изменений в конструкции крыла. 30 марта 1994 года он был принят швейцарскими специалистами, а 15 июля того же года одобрен в Федеральном авиационном управлении США.

История модификаций:

  • PC-12/41-47 серийный вариант образца 1994 (на фото).
  • PC-12 / 47E или по некоторым версиям PC-12 NG (Next Generation) ьыл одобрен в 2008 году. Обновил авионику и оснащен двигателем PT6A-67P.
  • PC-12M Spectre в ВВС США имеет также название Eagle и маркировку U-28A. Используется как средство метеоконтроля и разведки.

Особенности модели

Самолет PC-12 имеет всего один турбовинтовой двигатель PT6 (PT6A-67B). Им может управлять один пилот, но для некоторых перевозчиков была предоставлена возможность использовать второго пилота.

Пилатус PC-12

В стандартной комплектации лайнер представлен:

  • в восьмиместном варианте для региональных линий;
  • в пассажирском VIP-варианте с четырьмя пассажирскими сиденьями;
  • грузовой Combi-версии.

Более современные варианты, такие как PC-12M, оснащены более мощными электрогенераторами и эффективно эксплуатируются в специальных службах: «скорой помощи», летной инспекции, метеонаблюдениях и т. д.

Был разработан и вариант PC-12 Spectre, который находится на вооружении ВВС США.

Благодаря небольшим формам и легкой конструкции самолету не требуется для разгона большая ВПП. Ему достаточно чуть более 1 километра взлетной дорожки. Авиаперевозчики многих стран использовали это преимущество. По статистике, более 11.5 тысячи аэропортов мира могут принимать сегодня эти бизнес-джеты. Со временем для силовой установки самолета начали использовать более мощные двигатели, что повлияло на технические характеристики Пилатус PC-12.

фото
Салон РС-12

Салон бизнес-джета

Особую роль конструкторы уделили благоустройству кабины и салона самолета. Как мы уже упоминали выше, в версии для ВИП-клиентов всего 4 кресла дивана повышенной комфортности. Обшивка салона и мягкой мебели выполнена из натуральных экологичных материалов. Пространство используется с максимальной эффективностью, и даже самый длительный возможный на лайнере этого класса перелет не вызывает усталости и дискомфорта.

Читайте также:   Антонов Ан-14

Санузел также просторный. Он размещен в передней части воздушного судна и отсекает салон от служебной зоны, создавая атмосферу «конфиденциальности» на борту. Эти борта часто используют для деловых встреч и переговоров. Здесь уместно вспомнить о том, что одна из моделей, выпускаемых PAS, служила американскому президенту Джорджу Бушу старшему и считалась в те годы наиболее комфортабельным воздушным судном.

Применение PC-12

До недавнего времени эти машины служили в основном для корпоративных транспортных перевозок и использовались лишь определенными компаниями. После изменений в законодательстве Австралии, Бразилии, Канады и Соединенных Штатов Америки конструкции с одним двигателем были допущены к региональным пассажирским перевозкам в этих странах.

Рынок использования PC-12 с этого момента начал набирать обороты. К примеру, американская компания PlaneSense с этой целью использует сегодня парк из 34 таких самолетов. Всего же в мире было продано более 1 тысячи моделей в различных модификациях.

Технические характеристики самолета PC-12:

  • Экипаж: один или два пилота.
  • Вместимость: 6-8 пассажиров.
  • Полезная нагрузка: 1500 кг.
  • Длина: 14.40 м.
  • Размах крыла: 16.23 м.
  • Высота: 4.26 м (14 футов).
  • Площадь крыла: 25.81 кв. м.
  • Вес пустого судна: 2.761 кг.
  • Масса груза: 4700 кг.
  • Макс. взлетная масса: 4 740 кг.
  • Крейсерская скорость: 500 км / ч.·
  • Потолок высоты: 9.150 м.
  • Макс. дальность полета: 4.149 км.
  • Расход топлива: 1222 кг.

самолёт PC-12

Катастрофы с участием самолета

В истории эксплуатации различных модификаций PC-12 отмечено 6 авиакатастроф. Большинство из них (3), произошли в 2009 году в США.

В марте 2009 года PC-12/45 потерпел крушение над аэропортом Берт-Муни в Бьютте, штат Монтана. Этим бортом летело 13 человек, 7 из которых были дети. Все пассажиры и пилот разбились. Причиной аварии назвали замерзание системы подачи топлива в одном из крыльев. Ввиду чего топливо из одного крыла было полностью использовано, а во втором нет. Это создало лишнюю нагрузку и не позволило посадить борт. Эта катастрофа с участием РС-12 является самой крупной.

Читайте также:   Самолет Ил-10: фото, вооружение

Добавить комментарий

10 + 9 =