Бомбардировщик Як-4

Для ближних бомбардировок, недалеко от расположения аэродрома был нужен лёгкий, маневренный самолёт, который имеет большую скорость и полёта, и набора высоты. Благодаря лёгкости он может быть и истребителем, и разведчиком, как самолёт небольшого размера. Так был задуман самолёт Як-4 ещё до начала войны, по итогам других военных действий с 1930 по 1940 гг.

Решения авиаконструкторов

Было решено сделать самолёт двухмоторным для скорости, моноплан для уменьшения сопротивления воздуха и малого расхода топлива. Фюзеляж сделали смешанного типа. Крылья изготавливались из дерева, а корпус – металлическим. Но двухкилевое оперение понадобилось, чтобы у пулемёта был сектор обстрела сзади.

Авиасудно конструировалось с требованием как можно меньшего веса и размера. Сначала предусматривался только один пулемёт калибра 7,62 и бомбовое вооружение до 600 кг. Шасси сделали складывающееся в ниши на крыле, с хвостовым опорным колесом. Все эти особенности конструкции должны были гарантировать отличные лётные качества, экипаж — 2 человека.

Самолет Як-4

Влияние изготовления на качество самолёта

Ещё до начала военных действий началось серийное производство, бомбардировщик Як-4 выпускали на двух заводах для гарантии на случай бомбёжек. Всего была выпущена 201 модель, а на фронт ушло около 180 штук. За время производства изготавливались две модификации:

  1. С двигателями М-103, 960 л. с.
  2. С двигателями М-105, 1100 л. с.

Стрелковое вооружение одинаковое – два пулемёта калибра 7,62-мм. Первый был неподвижен в носу самолёта, второй имел сектор обстрела сзади между двумя килями. Бомбовая оснащённость – 600 и 800 кг соответственно мощности двигателей.

До войны было сделано 110 авиамашин, после начала боевых действий ещё 90 штук.

Самолет Як-4

Результаты разработки и эксплуатация

Самолёт вышел неудачным. Опытные образцы собирали сборщики профессионалы, имевшие богатый довоенный опыт. Серийные машины имели хуже качество сборки, опыта работников не хватало, в основном это были женщины и подростки, сроки давали короткие ввиду обстановки на фронтах. За счёт плохой отделки скоростные показатели снижались по сравнению с опытными образцами. Масса бомбовой загрузки для двухмоторной машины была низка. Кроме того, максимально нагрузить бомбами самолёт не получалось, центр тяжести уходил недопустимо назад, что делало взлёт невозможным.

Вначале планировалось выпускать три варианта: самолёт-истребитель, бомбардировщик и самолёт для разведки.

Но, поскольку отказались от тяжёлого вооружения (пушки), истребитель решили не выпускать. Как разведчик, самолёт иногда использовался, просто не грузили бомбы для увеличения дальности и скорости. Но поскольку бомбоотсек занимал часть фюзеляжа, топливные баки можно было размещать только в крыльях, не получалась необходимая дальность полётов.

Читайте также:   Самолет Як-52: технические характеристики

Но, несмотря на все эти недостатки, самолёты продолжали производить, ввиду крайней необходимости в них на фронте. Выяснилось, что при хранении машин на открытом воздухе, они часто приходили в негодность. Для сохранения в боевом состоянии нужны были укрытия и водонепроницаемое покрытие. Да и при дождевой погоде летать было рискованно. Это брак конструкции, а недостаток изготовления. Ниже можно видеть фото приборной доски Як-4.

Бомбардировщик Як-4

Технические характеристики

Производство сократили, и на фронте они недолго эксплуатировались ввиду выхода из строя. Ниже приведены для сравнения технические характеристики самолета.

Характеристики

Добавить комментарий

1 × четыре =