Самолет Ил-10: фото, вооружение
Успехи самолетов Ил-2 в боевых операциях в годы Великой Отечественной войны стали стимулом для дальнейших конструкторских разработок самолетов штурмовой авиации. Над созданием самолетов такого класса работало, кроме КБ С. В. Ильюшина, конструкторское бюро П. О. Сухого, создав штурмовики Су-6 и Су-8. Однако из-за отсутствия двигателей к этим машинам до серийного производства они не дошли. Необходимость создания новых самолетов проявилась в ходе боевого применения самолетов Ил-2, выявившего конструкционные недостатки машин. Кроме того, большие потери штурмовой авиации в начальный период военных действий требовали срочное пополнение авиаполков вооружением.
Содержание
Военная необходимость
Потери авиационной техники в начальный период войны объяснялись многими факторами. Это и отсутствие опыта в организации боев военно-воздушными силами, и недостаточная обученность летного состава, и отсутствие авиатехники с соответствующими боевыми и летными качествами. Основной боевой единицей того времени был штурмовик Ил-2. В ходе боев выявилось несоответствие его боевых качеств против истребительной авиации противника и массированного огня средствами ПВО.
Во-первых, поскольку единственным способом противодействия вражеской ПВО являлось резкое изменение самолетом курса, скорости и высоты полета, самолет должен обладать высокой маневренностью. Однако Ил-2 не обладал такими качествами. Во-вторых, в связи с тем, что противник к тому времени перевооружился тяжелой бронетехникой, пушки ВЯ-23 и ШВАК, установленные на Ил-2, оказались малоэффективными, а иногда и просто бессильными, для поражения такой бронетехники. В-третьих, недостаточным было бомбовое вооружение на Ил-2, самолет выдерживал нагрузку всего весом до 300 кг. Полная бомбовая загрузка самолета часто вызывала разрушение фюзеляжа. Также количество ракетных снарядов на Ил-2 было уменьшено в два раза, что привело к снижению ударной мощи штурмовика. Кроме этого, при переходе к 2-местному варианту Ил-2 нарушилась центровка машины и при полной вооруженности машина становилась неуправляемой и неустойчивой.
Для обеспечения ударной мощности ВВС и сохранения воздушного превосходства к началу летней военной кампании 1944 г. необходимо было вооружить авиацию современными штурмовыми самолетами.
История создания
Новые штурмовые самолеты разрабатывались также КБ С. В. Ильюшина. Работы над улучшением штурмовика Ил-2 начались ещё в 1940 году и шли в двух направлениях. Первое было направлено на усиление бомбардировочных качеств и броневой защиты самолета. В результате был построен тяжелый штурмовик, получивший обозначение Ил-8. Однако из-за отсутствия подходящего двигателя и некоторых недоработок испытания самолета затянулись, а с началом войны и вовсе были свернуты. Работы над ним были продолжены лишь в начале 1943 г. и двигались большими темпами, и уже к середине 1943г. первый опытный экземпляр был поднят в небо.
Одновременно с проектом Ил-8 в КБ велись работы над улучшением лётных качеств штурмовика Ил-2. Именно это, второе направление разработок, привело к созданию Ил-10. В результате многие летно-технические качества нового штурмовика Ил-10 превзошли характеристики тяжёлого штурмовика Ил-8.
По темпам разработок самолёт Ил-10 опережал работы над Ил-8, однако первый испытательный полёт машины состоялся только в апреле 1944г., спустя почти год после первого полета Ил-8. Испытания проводил В. К. Коккинаки, заводской летчик-испытатель. Испытания продлились меньше месяца. В мае 1944г. Ил-10 был направлен на государственные испытания. Пройдя госиспытания в течение двух недель, рекордный срок, уже в конце мая 1944г. Ил-10 был запущен в серийное производство.
Результаты испытаний оправдали ожидаемые результаты, и даже превзошли по некоторым параметрам. Новый самолет имел меньшие размеры, отличные аэродинамические свойства и был оснащен более мощным двигателем АМ-42 на жидкостном охлаждении. Отличные боевые качества машины обеспечивались хорошей маневренностью, высокой скоростью полета, усиленной бронезащитой. Ил-10 мог обходиться без истребительного сопровождения, в отличие от обязательного для Ил-2. Более того, на небольших высотах штурмовик как истребитель мог вести воздушный бой с вражескими истребителями.
Боевое применение
В боевых действиях против фашистской Германии Ил-10 успел принять участие в самом конце войны — с середины апреля по 8 мая 1945г. Новые штурмовики поступили на вооружение в состав 3-х штурмовых авиаполков (ШАП): 571-й, 108-й, 118-й. К месту боевого расположения авиаполки прибыли на новых «илах» 9 апреля 1945г. Начиная с этого дня они принимали участие в боевых операциях. Последние бои состоялись 8 мая, буквально за день до полной капитуляции германских групп войск на всех плацдармах.
Этот период стал серьезным боевым испытанием новому штурмовику. За это время авиаполки понесли особенно большие потери в лётном составе и технике из-за противодействий противника. Однако летные качества самолета, и в первую очередь его маневренность, спасли жизни не одному экипажу.
Всего к маю 1945г. на вооружение в ВВС поступило более 600 единиц боевых машин Ил-10.
После окончания войны с Германией самолет Ил-10 принимал участие в боях с японской Квантунской армией на Дальнем Востоке. К этому времени штурмовиками Ил-10 был вооружен один дальневосточный 26-й ШАП. В начале боевых действий самолёты авиаполка использовались для уничтожения вражеских морских судов и зенитных орудий на них. И только с августа 1945г. самолеты стали применять для уничтожения наземных объектов противника. Успешное боевое применение Ил-10 осуществлялось летчиками авиации ВМФ, которые выполняли на новых «илах» топмачтовое бомбометание.
В 1950г., с началом войны в Корее, в состав северокорейских ВВС было передано 93 единицы штурмовика Ил-10. Однако из-за плохой подготовки корейских летчиков и технического персонала, а также противодействия мощных ВВС противника, в основном американских самолетов, к осени 1950г. на вооружении оставалось около 20 боеспособных самолетов. В 1955 году штурмовики Ил-10 прекратили производить, а спустя год, с появлением реактивных самолетов, штурмовики Ил-10 были выведены из состава вооруженных сил СССР.
Конструкция Ил-10
Ил-10 — это цельнометаллический моноплан с экипажем из двух человек, летчика и стрелка. При разработке Ил-10 были приняты во внимание и устранены многие недостатки Ил-2, особенно большое внимание было уделено защите как экипажа, так и самой машины. Основные отличия в конструкции самолётов Ил-2 и Ил-10 заключаются в следующем:
- Для защиты экипажа в бронекорпус самолета внесли также кабину стрелка, в результате увеличилась безопасность экипажа, и, как следствие, возросла огневая мощь самолёта. Защиту кабины экипажа обеспечивали экранированные бронеплиты в задней полусфере, состоящие из двух 8 мм бронелистов с воздушной прослойкой, не пробиваемые 20-ти мм снарядом противника. С боков экипаж защищали бронелисты толщиной 6мм, снизу –5мм, сверху — 6мм. Водяные и масляные радиаторы были защищены 10 мм бронелистами.
- Защиту самолета и основных обеспечивающих систем, в том числе силовой установки, топливных и масляных баков обеспечивали установленные бронекорпуса.
- Защита двигателя была улучшена за счет увеличения толщины капота двигателя.
- Оборонительные пулеметы были установлены калибром 20мм против 12,7мм на Ил-2.
- Была улучшена маневренность штурмовика.
- Крылья Ил-10 стали тоньше, в устройство крыла внесли взлетно-посадочные щитки и элероны.
- Шасси, оборудованное по типу Су-6, убиралось в центроплан, в результате уменьшился мидель и снизилось лобовое сопротивление воздуха. Все отверстия и щели были герметизированы, что также привело к уменьшению сопротивления воздуха в полете.
- Внутри фюзеляжа были созданы отдельные отсеки путем установки дополнительных перегородок.
После всех этих доработок лобовое сопротивление Ил-10 стало в два раза меньше, чем у Ил-2, что способствовало увеличению скорости машины. Также на самолете стали использоваться топливные протектированные баки, что тоже увеличивало безопасность машины.
Варианты исполнения
Штурмовик Ил-10 выпускался в основном в базовом варианте. Было разработано всего три варианта штурмовиков: Ил-10У, Ил-10М, Avia В-33. Ил-10У – УТС, был разработан в связи с необходимостью обучения летного состава. Ил-10М – улучшенная модификация базовой модели после боевых действий в Корее. Avia В-33 – самолеты, выпускавшиеся в Чехословакии по лицензии. Опишем подробнее:
- Ил-10М: впервые полёт состоялся в июле 1951г. От базовой модели отличался более длинным фюзеляжем и более тонким крылом, имел четкий киль, больший размах крыла, как следствие, имел лучшие летные характеристики. Для брони использовались бронелисты из стали 4-8 мм толщиной, бронестекло для кабин экипажа имело 64 мм толщины. Под крыльями были установлены новые пушки типа Н-23, было установлено новое пилотажно-навигационное оборудование, добавлены радиокомпас, гирополукомпас, радиовысотомер, оборудование «слепой посадки». Такой комплекс позволял выполнять полеты ночью и при сложных метеоусловиях. В таком исполнении было построено 146 машин. Серийно штурмовик выпускался до 1955г., а с 1956г. штурмовик был выведен из состава вооруженных сил.
- Ил-10У: вариант Ил-10 для учебно-тренировочных целей при подготовке летного состава. Первые испытания состоялись в середине 1945г. В этом варианте кабина инструктора и летчика была переоборудована из кабины стрелка, в ней размещалась приборная доска с отображавшимися параметрами всех режимов полета. Была облегчена броневая защита и снято вооружение. В остальном летные качества не отличались от Ил-10 базового варианта. В связи с необходимостью подготовки летного состава, требовалось много учебных машин, поэтому Ил-10У выпускался серийно, всего было построено 280 экземпляров УТС.
- Avia В-33: с таким именем штурмовик производился в Чехословакии. Самолеты были запущены в серийное производство, которое длилось с 1952г. по 1956г. Всего было построено более 1200 единиц машин, из них около 50 учебно-тренировочных вариантов с именем СВ-33. Штурмовики Avia В-33 поставлялись в страны Варшавского договора: Болгарию, Венгрию, Польшу, Румынию. Выпускались они по лицензии и не имели отличий от советских Ил-10.
Фото Ил-10 и его модификаций приведены ниже. Надеемся, они будут полезны всем поклонникам самолетостроения.
Вооружение
Работая над проектом нового штурмовика Ил-10, конструкторами были учтены и исправлены многие недостатки машины Ил-2. Особенно большое внимание было уделено усилению боевой мощности нового самолета. Как и на Ил-2, вооружение штурмовика Ил-10 состояло из оборонительного и наступательного оружия и включало в свой состав:
- 2 пушки калибра 23мм модели ВЯ-23 или НС-23, устанавливались на крыльях;
- 2 пулемета калибра 7,62мм типа ШКАС;
- 1 пушка УБ-20 калибра 20мм или 1 пулемет УБС калибра 12.7мм, устанавливался сзади;
- не более восьми реактивных снарядов РС-82 или РС-132.
Бомбовая нагрузка была следующей:
- норма — 400кг (2 авиабомбы ФАБ-100 в бомбовых отсеках внутри фюзеляжа и 2 авиабомбы ФАБ-100 на внешних подвесках);
- перегруз — 600кг (2 авиабомбы ФАБ-50 в отсеках и 2 авиабомбы ФАБ-250 на внешних подвесках).
Заключение
Героические страницы боевой биографии самолета Ил-10 навсегда вписаны в военную хронику побед советской авиации. А сам самолет занимает заслуженное почётное место среди прославленных самолётов СССР. Благодаря отличным летным и защитным качествам, его огневой мощи, были сохранены в жестоких сражениях многие жизни членов экипажей в военно-воздушных силах армии Советского Союза .