Нортроп Б-2 Спирит
По внешнему виду Нортроп Б-2 Спирит напоминает фантастическую летательную конструкцию, сошедшую с экрана какого-то шедевра голливудского искусства. Но это лишь первое впечатление, а на самом деле Б-2 Спирит причислен к категории самых мощных воздушных судов, оснащенных целым арсеналом боевого и ядерного оружия. Впервые мир увидел эту машину практически в конце Холодной войны, однако этому событию предшествовало логичное начало.
Исторические моменты и этапы разработки
Ядерная эра стала толчком для решения вопроса, связанного с разработкой авиасудов обладающих максимальными возможностями. Американские авиаконструкторы пристально следили за разработками других стран, тщательно анализировали информацию и учитывали в своих планах. Их основной задачей являлось создание такой модели, которая могла бы не только незаметно долететь до территории противника, но и нанести сокрушающий удар путем применения ядерного оружия, находящегося на ее борту.
По сути, самый разгар разработки выпал на период Холодной войны, а точнее, на 1979 год. К процессу были привлечены известные американские гиганты авиакосмической промышленности, которые предложили вариант с наличием пониженной радиолокационной заметности. Это был стратегический бомбардировщик, получивший первоначальное название В2-Спирит. Свое полное название он получил в честь основателя и опытного авиаконструктора Джека Нортропа.
Эта летательная конструкция создавалась на основании схемы, именуемой «летающим крылом», что являлось отличительной чертой от предшествующих стратегических моделей. К сожалению, главный разработчик и вдохновитель так и не увидел, как его «детище» взмыло в воздух.
Основополагающие концепции, особенности и характеристики
Изначально процесс создания основывался на так называемой концепции «невидимки», проще говоря — использование нестандартных аэродинамических свойств что давало возможность бомбардировщику быть практически незаметным для радаров любой мощности обнаружения.
После войны во Вьетнаме была начала программа «Стэлс», которая ориентирована на разработку самолетов с минимальной радиолокационной заметностью. Акцент делался на поиск такой конструкции, которая способна отражать такого рода сигналы за счет использования материалов радиопоглощающего характера.
В процессе работы над Northrop B-2 Spirit инженеры-конструкторы пришли к выводу, что для соответствия таким требованиям у авиамашины должны отсутствовать выступающие части, киль, а вот фюзеляж необходимо сделать так, чтобы он плавно переходил к крыльям. В итоге цель была достигнута, и В-2 (бомбардировщик третьего поколения «Стэлс») наконец-то увидел мир.
Его характеристики такие же оригинальные, как и внешний вид:
- имеет скругленно-обтекаемую форму;
- вертикальное «оперение» полностью отсутствует;
- как и было указано в требованиях, модель не имеет деталей, выступающих над основной поверхностью;
- двигательная установка, вооружение и также топливная система располагаются внутри главного корпуса;
- в производстве применялись в большинстве своем композитные материалы, сам корпус вскрыт особенным составом, имеющим аббревиатуру в виде RAM. Также использованы разные виды углепластика, которые способны поглощать даже самые сильные радиоволны;
- частично кабина и фонари, расположенные на ней вскрыты слоем золота, что также позволяет рассеивать сигналы, поступающие от радарных систем, а также защищать экипаж от воздействия светового излучения, вызванного ядерным взрывом (детальное изображение можно увидеть на фото).
Касаемо особенностей самолета Б-2 Спирит можно сказать следующее: в нем учтено все для достижения поставленных целей, связанных с нанесением ядерного удара и защиты своих территорий:
- присутствует система, охлаждающая образующиеся газы выхлопа и одновременно уменьшающая его заметность;
- оснащен мощной авионикой, в состав которой входит система навигации (два блока – инерциальный и астроинерциальный), которая обеспечивает бесперебойную спутниковую связь и ориентацию разведывательного характера;
- установлена многофункциональная система управления, позволяющая бомбардировщику находясь на малых высотах огибать сложно-рельефные места, картографировать и сканировать местность на протяжении около 240 км;
- показатель радиуса боевой деятельности составляет почти 5.6 тыс. км;
- подыматься может на максимальную высоту до 12.5 тыс. км. с максимальной скоростью на высоте около 1 тыс. км/час, с крейсерской почти 850 км/час.
Эти гиганты за весь период эксплуатации использовались Америкой во всех крупных войнах, но самое примечательное, что ни одна авиамашина не была сбита.