Самолеты с изменяемой стреловидностью крыла
Новая технология, которая представляла собой создание крыльев самолетов с изменяемой стреловидностью, стала активно использоваться в истребительной авиации в середине 70-х и 80-х годов. Первым таким самолетом стал советский аппарат, получивший название С-22И. В основном подобные лайнеры необходимы при активных боевых действиях.
Главным преимуществом самолета с такой необычной конструкцией является значительный коэффициент силы подъема. Минус в негодности этого крыла при сверхзвуковых скоростях полета. Таким образом, прямое крыло не подходит для применения на лайнерах с высокими скоростями. Однако стреловидное крыло тоже имеет свои минусы, из которых некачественная несущая способность и ухудшение устойчивости. Именно поэтому было решено разработать конструкцию, которая способна изменять стреловидность.
Следует отметить, что самолеты с изменяемой стреловидностью крыла обладают отличными взлетно-посадочными характеристиками, они способны развивать большую скорость. Например, лайнер Су-24 взлетает со скоростью 1700 км/ч, а приземляется – с показателями 280—290 км/ч. Единственным минусом таких самолетов является большие габариты и сложность конструкции. Рассмотрим подробнее, что из себя представляет воздушное судно, способное менять стреловидность.
Конструкция
В состав крыла такого самолета входят:
- Поворотные детали;
- средние части конструкции;
- центрального плана;
- устройство поворота, в качестве которого используются винтовые подъемники.
Поворотные консоли устанавливают так, чтобы они были в положение минимального угла стреловидности. Если же осуществляются рейсы на сверхзвуковой скорости, данные консоли устанавливают в положение наиболее большого угла.
История создания
В 60-х годах в авиации появилось новое направление, которое представляло собой крылья самолетов, способных менять стреловидность во время полета. Надобность в появлении таких конструкций обусловлена тем, чтобы при околозвуковых скоростях не увеличивалось сопротивление воздуха и, следовательно, не ухудшалось балансирование.
Но была проблема в том, что при значительных углах атаки стреловидное крыло создавало большое сопротивление воздуха, в результате чего было тяжело управлять лайнером, маневренность которого значительно снижалась. Именно поэтому было решено на скоростных суднах поменять стреловидность, дабы взлет и посадку можно было осуществлять при небольшой стреловидности и с высоким качеством аэродинамики. Первым таким авиалайнером стал F-111, созданный в Соединенных Штатах Америки. Именно с него началась разработка таких воздушных суден. Ответом Советского Союза американскому самолету стал свой лайнер под названием Су-24. Ни для кого не секрет, что СССР и США были лидерами по разработке самолетов. Не успела одна страна выпустить качественное воздушное судно, как тут же появлялся новый конкурентоспособный аппарат.
Авиалайнер Су-24 делали по типу тогда известного TSR-2. Но позже выяснилось, что предпочтительнее, если аппарат будет иметь изменяемую стреловидность крыла. После был создан второй прототип, который внешне очень напоминал первый американский лайнер такого типа. В 1975 году было принято решение внедрить в авиацию и в военно-морской флот новый самолет, который носил название НАТО – Fencer-F. При помощи фабрики в Комсомольске-на-Амуре началось серийное производство таких самолетов. Изюминкой таких летательных устройств стало непривычное размещение пассажиров. Если раньше размещение экипажа было тандемом, то в новых самолетах пассажиры должны были располагаться плечом к плечу. Благодаря этому при ранении главного пилота штурман мог выполнять управление воздушным судном. Это очень важно при боевых полетах.
Следует отметить, что самолет с изменяемой геометрией крыла Су-24 впервые был отдан в авиаполк Прибалтийского военного округа. Он предназначался для выполнения действий по разным объектам. Надо отметить, что СССР всеми силами старалось скрыть от Америки и Европы создание такого авиалайнера. Однако это не удалось. Довольно быстро слухи о новом самолете распространились среди жителей страны, а после и по всему Западу.
Но информации у народа было очень мало, поэтому конкуренты совсем немного знали о советской разработке. Западная разведка была уверена в том, что Су-24 – это самый опасный самолет для Европы. Примечательно, что в советской прессе фотоснимки данного воздушного судна не публиковались, поэтому никто точно не знал, как выглядит это изобретение. Лишь в начале 80-х стали появляться первые фотографии Су-24. Несмотря на то что практически в каждой дивизии имелся такой самолет, подробная информация о нем была по-прежнему скрыта. До 1983 года было создано около 500 изобретений данного типа.
Другие самолеты с изменяемой стреловидностью
Помимо Cу-24 СССР разработало другие самолеты такого плана, а именно:
- МиГ-23 – истребитель советского производства, первый полет на котором осуществил летчик по фамилии Федотов в 1967 году. Позже было выпущено второе поколение данного лайнера с более оптимизированной системой и новым оборудование. Выпуском таких машин занималась фабрика «Знамя труда».
- Ту-22М – ракетоносец-бомбардировщик, построенный в 1966 году. Это были боевые габаритные машины с изменяемой стреловидностью крыла.
- Ту-160 – стратегический бомбардировщик. Это был самый мощный лайнер в советской авиации.
Стоит отметить, что Соединенные Штаты Америки в плане созданий самолетов такого типа тоже не отставали и постоянно наступали на пятки советским разработчикам. Например, было выпущено второе поколение самолета F-111 – F-111C. Также Америка разработала качественный двухместный бомбардировщик с изменяемой стреловидностью под названием General Dynamics F-111. Первый полет данного судна состоялся в 1964 году. Также американские умельцы изобрели в середине 70-х мощный авиалайнер General Dynamics/Grumman EF-111. Примечательно, что Германия тоже активно занималась разработкой самолетов подобного типа. В 1974 году был создан реактивный лайнер Panavia Tornado. Его создание занимались немецкие и британские изобретатели. Но в целом лидерами были Америка и СССР, которые в период с начала 70-х по конец 80-х годов создали множество мощных воздушных суден, со временем эксплуатировавшихся далеко за пределами этих держав.
Несмотря на то что Германия и Франция периодически выпускали свои изобретения, советские и американские машины были намного мощнее и оптимизированнее. Их постоянно модернизировали, выпускали вторые и третьи поколения, которые во многом превосходили своих предшественников. Интересно, что США даже в некотором смысле превосходило Советский Союз в авиации, поскольку многие наши умельцы уезжали работать в Штаты, где им предлагали высокие гонорары за их вклад в развитие авиации. Еще в годы Великой Отечественной войны Соединенные Штаты Америки активно спонсировали нашу страну своими стратегическими бомбардировщиками. Всего Америка выпустила 14 тыс. самолетов для СССР, которые помогли Советскому Союзу одержать победу над Германией.