Самолеты с изменяемой стреловидностью крыла

Новая технология, которая представляла собой создание крыльев самолетов с изменяемой стреловидностью, стала активно использоваться в истребительной авиации в середине 70-х и 80-х годов. Первым таким самолетом стал советский аппарат, получивший название С-22И. В основном подобные лайнеры необходимы при активных боевых действиях.

Главным преимуществом самолета с такой необычной конструкцией является значительный коэффициент силы подъема. Минус в негодности этого крыла при сверхзвуковых скоростях полета. Таким образом, прямое крыло не подходит для применения на лайнерах с высокими скоростями. Однако стреловидное крыло тоже имеет свои минусы, из которых некачественная несущая способность и ухудшение устойчивости. Именно поэтому было решено разработать конструкцию, которая способна изменять стреловидность.

самолет с изменяемой геометрией крыла
Самолет С-22И

Следует отметить, что самолеты с изменяемой стреловидностью крыла обладают отличными взлетно-посадочными характеристиками, они способны развивать большую скорость. Например, лайнер Су-24 взлетает со скоростью 1700 км/ч, а приземляется – с показателями 280—290 км/ч. Единственным минусом таких самолетов является большие габариты и сложность конструкции. Рассмотрим подробнее, что из себя представляет воздушное судно, способное менять стреловидность.

Конструкция

В состав крыла такого самолета входят:

  • Поворотные детали;
  • средние части конструкции;
  • центрального плана;
  • устройство поворота, в качестве которого используются винтовые подъемники.

Поворотные консоли устанавливают так, чтобы они были в положение минимального угла стреловидности. Если же осуществляются рейсы на сверхзвуковой скорости, данные консоли устанавливают в положение наиболее большого угла.

самолеты с изменяемой стреловидностью крыла
Фронтовой бомбардировщик Су-24

История создания

В 60-х годах в авиации появилось новое направление, которое представляло собой крылья самолетов, способных менять стреловидность во время полета. Надобность в появлении таких конструкций обусловлена тем, чтобы при околозвуковых скоростях не увеличивалось сопротивление воздуха и, следовательно, не ухудшалось балансирование.

Но была проблема в том, что при значительных углах атаки стреловидное крыло создавало большое сопротивление воздуха, в результате чего было тяжело управлять лайнером, маневренность которого значительно снижалась. Именно поэтому было решено на скоростных суднах поменять стреловидность, дабы взлет и посадку можно было осуществлять при небольшой стреловидности и с высоким качеством аэродинамики. Первым таким авиалайнером стал F-111, созданный в Соединенных Штатах Америки. Именно с него началась разработка таких воздушных суден. Ответом Советского Союза американскому самолету стал свой лайнер под названием Су-24. Ни для кого не секрет, что СССР и США были лидерами по разработке самолетов. Не успела одна страна выпустить качественное воздушное судно, как тут же появлялся новый конкурентоспособный аппарат.

Читайте также:   Что безопаснее: самолет или поезд

Авиалайнер Су-24 делали по типу тогда известного TSR-2. Но позже выяснилось, что предпочтительнее, если аппарат будет иметь изменяемую стреловидность крыла. После был создан второй прототип, который внешне очень напоминал первый американский лайнер такого типа. В 1975 году было принято решение внедрить в авиацию и в военно-морской флот новый самолет, который носил название НАТО – Fencer-F. При помощи фабрики в Комсомольске-на-Амуре началось серийное производство таких самолетов. Изюминкой таких летательных устройств стало непривычное размещение пассажиров. Если раньше размещение экипажа было тандемом, то в новых самолетах пассажиры должны были располагаться плечом к плечу. Благодаря этому при ранении главного пилота штурман мог выполнять управление воздушным судном. Это очень важно при боевых полетах.

Следует отметить, что самолет с изменяемой геометрией крыла Су-24 впервые был отдан в авиаполк Прибалтийского военного округа. Он предназначался для выполнения действий по разным объектам. Надо отметить, что СССР всеми силами старалось скрыть от Америки и Европы создание такого авиалайнера. Однако это не удалось. Довольно быстро слухи о новом самолете распространились среди жителей страны, а после и по всему Западу.

Но информации у народа было очень мало, поэтому конкуренты совсем немного знали о советской разработке. Западная разведка была уверена в том, что Су-24 – это самый опасный самолет для Европы. Примечательно, что в советской прессе фотоснимки данного воздушного судна не публиковались, поэтому никто точно не знал, как выглядит это изобретение. Лишь в начале 80-х стали появляться первые фотографии Су-24. Несмотря на то что практически в каждой дивизии имелся такой самолет, подробная информация о нем была по-прежнему скрыта. До 1983 года было создано около 500 изобретений данного типа.

Американский бомбардировщик General Dynamics F-111
Американский бомбардировщик General Dynamics F-111

Другие самолеты с изменяемой стреловидностью

Помимо Cу-24 СССР разработало другие самолеты такого плана, а именно:

  1. МиГ-23 – истребитель советского производства, первый полет на котором осуществил летчик по фамилии Федотов в 1967 году. Позже было выпущено второе поколение данного лайнера с более оптимизированной системой и новым оборудование. Выпуском таких машин занималась фабрика «Знамя труда».
  2. Ту-22М – ракетоносец-бомбардировщик, построенный в 1966 году. Это были боевые габаритные машины с изменяемой стреловидностью крыла.
  3. Ту-160 – стратегический бомбардировщик. Это был самый мощный лайнер в советской авиации.
Читайте также:   Выборгское техническое авиационное училище гражданской авиации

Стоит отметить, что Соединенные Штаты Америки в плане созданий самолетов такого типа тоже не отставали и постоянно наступали на пятки советским разработчикам. Например, было выпущено второе поколение самолета F-111 – F-111C. Также Америка разработала качественный двухместный бомбардировщик с изменяемой стреловидностью под названием General Dynamics F-111. Первый полет данного судна состоялся в 1964 году. Также американские умельцы изобрели в середине 70-х мощный авиалайнер General Dynamics/Grumman EF-111. Примечательно, что Германия тоже активно занималась разработкой самолетов подобного типа. В 1974 году был создан реактивный лайнер Panavia Tornado. Его создание занимались немецкие и британские изобретатели. Но в целом лидерами были Америка и СССР, которые в период с начала 70-х по конец 80-х годов создали множество мощных воздушных суден, со временем эксплуатировавшихся далеко за пределами этих держав.

Несмотря на то что Германия и Франция периодически выпускали свои изобретения, советские и американские машины были намного мощнее и оптимизированнее. Их постоянно модернизировали, выпускали вторые и третьи поколения, которые во многом превосходили своих предшественников. Интересно, что США даже в некотором смысле превосходило Советский Союз в авиации, поскольку многие наши умельцы уезжали работать в Штаты, где им предлагали высокие гонорары за их вклад в развитие авиации. Еще в годы Великой Отечественной войны Соединенные Штаты Америки активно спонсировали нашу страну своими стратегическими бомбардировщиками. Всего Америка выпустила 14 тыс. самолетов для СССР, которые помогли Советскому Союзу одержать победу над Германией.

Добавить комментарий

19 − восемь =