Музей авиации в Таганроге: время работы
Таганрогский музей авиации — один из 11 музеев авиационной техники в стране и единственный на Юге России. Он не очень большой по сравнению с другими, но чрезвычайно интересен. Мало кто знает о нем, его посещают только организованными экскурсиями, здесь нет гидов, но работники музея с удовольствием вам расскажут много интересного о его экспонатах.
Из истории
Во время Первой мировой войны Таганрог стал важной авиационной точкой страны. В 1916 г промышленник, специалист своего дела и не очень богатый дворянин Владимир Александрович Лебедев открыл в городе свой авиастроительный филиал. Прошло немного времени, и эта строительная фабрика стала авиазаводом №31 им. Георгия Димитрова («ТАВИА»). Рядом с ним открылось первое в стране КБ морского самолётостроения (ТАНТК им. Георгия Бериева). Здесь разрабатывались не только сухопутные, но еще и гидросамолёты.
В связи с подписанием договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) в 1990 г. Россия начала утилизировать боевые самолеты. В Таганроге вот уже почти 70 лет существует авиаремонтный завод, тут и была создана база ликвидации боевой техники (БЛАТ). Инженер базы В. Стоянов, и командир базы полковник А. Корниенко предложили сохранить хотя бы по самолету каждого вида. Так в 1995 г. появился музей авиации в Таганроге под открытым небом.
Как попасть
Музей расположен в Западном районе Таганрога на территории действующего военного аэродрома, поэтому доступ в него открыт всем желающим только в День Воздушного флота. Нужно заранее собрать группу, позвонить и договориться об экскурсии со Стояновым, чтобы попасть в будни в музей авиации в Таганроге, время работы: понедельник — пятница с 8:00 до 17:00. Выходные: суббота, воскресенье.
Адрес: 347916, Таганрог ул. Циолковского, 42.
Нужно приехать к памятнику «Самолет» (Су-9Б — памятник истребительного полка), по адресу, указанному выше, и пройти до КПП воинской части.
Телефон: +7 (8634) 31-54-58.
В России всего одиннадцать авиамузеев. И на юге нашей необъятной родины Таганрогский музей авиационной техники — единственный. Половина экспонатов музея — военные самолеты. В музее находится порядка 14 типов летательных аппаратов. Среди них:
- самолет-амфибия БЕ-12 («Чайка»);
- один из двух сохранившихся в мире — экспериментальный МиГ 25БМ (изначально их было 40). Второй находится в авиационном музее Минска;
- чехословацкие реактивные Л-29 («Дельфин») и Л-39, до сих пор на этих моделях тренируются российские ВВС;
- истребители-бомбардировщики с крыльями изменяемой стреловидности — Су (3 модели);
- палубный штурмовик Як-38;
- Ан-2 (кукурузник) 1958 года выпуска, на котором летала легенда авиации, Валентина Гризодубова, установившая несколько мировых авиарекордов;
- советско-польский многоцелевой вертолет Ми-2;
- МиГ-23, воевавший в Афганистане. У него насчитывается 250 вылетов, это отмечено звездами на его крыльях;
- МиГ-21 БИС — легкий сверхзвуковой истребитель.
Тематическое оборудование (авиавооружение)
Среди тематического оборудования нужно отметить следующие экспонаты:
- оружие (пушки, ракеты, бомбы);
- 8 катапультных кресел 6-и моделей;
- разные модели шлемов летчиков;
- макеты кабин, где можно «порулить» и изучить панель управления;
- коллекция моделей самолетов в миниатюрной версии находится в закрытом павильоне, там же транслируются документальные фильмы на авиатематику.
У каждого предмета своя история, с которой вы сможете ознакомиться, посетив музей авиационной техники (Таганрог, Россия).
Каждый экспонат практически приходилось спасать, чтобы не разобрали на металлолом, чтобы не выкинули на свалку. Это огромный и финансово затратный труд: договориться о передаче самолета в музей, доставить экспонат на место назначения, отреставрировать и восстановить его. У Владимира Стоянова собственный каталог брошенной техники. Он пытается добиться разрешения на передачу музею заброшенных экземпляров, но работа чиновников никогда не предполагала скорость.
Однажды он в последний момент успел спасти Як-38, обменяв его в металлобазе на аналогичный по весу самолета алюминий. Но не всегда такие сделки удавались Владимиру. Так, не получилось спасти легендарный самолет-амфибию ВВА-14, и не достался музею нелетабельный первый экземпляр самолета-амфибии А-40 «Альбатрос», который создавался на замену Бе-12 и Ил-38. Кстати, на Альбатросе в общей сложности установлено 140 мировых рекордов!
Экскурсии в музее проводятся как для взрослых, так и для детей. Огромный восторг у вторых вызывает то, что все в музее можно потрогать, покрутить штурвалы, вскарабкаться на экспонаты — это безумно интересно! Ребята с удовольствием залезают в самолеты, вертолеты, сидят в кабинах, и даже, турбинах, чувствуя себя, если и не военным летчиком, то причастным к боевой мощи страны, наполняя сердца гордостью и вызывая желание связать свою жизнь с небом.
Из забавного
На территории музея есть туалет в виде ракеты и со пусковой кнопкой «Взрыв». А также указатель с километрами до крупных точек земного шара — Рима, Лондона, Парижа, видимо, чтоб посетители не заблудились. Фото и видеосъемка не запрещены. Почувствуйте себя настоящим пилотом!