Международный авиационный комитет: официальный сайт
Нередко в информационных лентах, на новостных сайтах мелькает аббревиатура МАК, в связи с авиационными тематиками, а также расследованиями крупных авиакатастроф. Попробуем разобраться в деятельности и назначении данного ведомства, чем оно занимается, какие полномочия имеет.
Содержание
Основные цели и задачи деятельности МАК
Официальный сайт международного авиационного комитета позиционирует свою работу как служение для достижения безопасности и планомерного развития авиации гражданского типа, а также повышения эффективного использования авиационного пространства всех государств, ставших участниками данной программы.
История создания. Процесс развития
Созданный в конце 1991 года между 12 независимыми государствами бывшего СССР, на основании специального соглашения, межгосударственный авиационный комитет стал отслеживать и контролировать соблюдение следующих норм:
- единые правила авиации;
- единая система сертификации использования, а также производства авиалайнеров;
- нормы летной годности;
- оценка категории аэродромов, их оборудования;
- независимое расследование авиакатастроф и происшествий;
- организация вместе с координацией развития и управления воздушным пространством.
Летом 1992 авиационный комитет МАК был включен в перечень межправительственных организаций, что подтверждает его деятельность как соответствующую всем международным и национальным законодательствам стран-участников.
Основные страны-участники
На сегодняшний день в составе межгосударственного комитета состоит одиннадцать государств. Вот их список:
- Армения;
- Киргизия;
- Казахстан;
- Азербайджан;
- Беларусь;
- Россия;
- Молдова;
- Узбекистан;
- Туркмения;
- Таджикистан;
- Украина.
Основные направления деятельности Комитета
Конечно, при столь обширной территории, охватываемой странами-участниками, деятельность комитета очень разнообразна. Остановимся на основных ее направлениях.
Проведение сертификации производства авиационной техники
Для обеспечения безопасности и летной годности была создана нормативная база для проведения поэтапной сертификации, адаптированная под многие мировые стандарты.
Именно по ней сертифицируются не только самолёты и авиадвигатели стран-участников, но также их элементы. По прохождении данной процедуры выдается единый сертификат, действующий и признаваемый на территории этих стран, но также в следующих государствах:
- США;
- Канаде;
- Иране;
- Индии;
- ЮАР;
- Китае;
- Европейском Союзе;
- Бразилии;
- Египте;
- Мексике;
- Индонезии и других.
Оценка и сертификация аэродромов, а также их оборудования
Созданная база правил, одобренная всеми странами, состоящими в межгосударственном комитете, позволяет ему выдавать сертификаты на все типы аэродромов, принимаемые на всей территории деятельности данной структуры.
Проведение независимых расследований
Расследование авиакатастроф МАК проводит при их возникновении со всеми авиалайнерами стран-участников, причем не только на их территории, также за ее пределами. Главным принципом является независимость проводимых исследований, как рекомендуется в международной практике.
Осуществление координации развития гражданской авиации
Формирование и осуществление межгосударственной политики, создание экономической заинтересованности, доступной конкурентной способности является наиболее значимой частью работы МАК. Сюда входят такие направления по вопросам сотрудничества:
- подготовка специалистов высокого уровня;
- разработка тарифной политики;
- упрощение таможенных процедур;
- взаимодействие в чрезвычайных ситуациях;
- авиамедицина;
- противостояние авиационному терроризму и другое.
Ограничение деятельности и лишение многих полномочий
Более 23 лет проводил международный авиационный комитет расследования происшествий, сертификацию авиалайнеров, аэродромов и авиакомпаний. Но после определенных обстоятельств, в конце 2015 года по постановлению Правительства России практически вся деятельность по сертификации была передана Минтрансу и Росавиации, а МАК лишен своих полномочий. Несмотря на это Комитет продолжает свою работу.
Причины проявления недоверия
Одним из направления работы МАК стало проведение расследований авиационных катастроф. Именно недоверие к результатам этих расследований явилось причиной ограничения и перераспределения полномочий комитета между другими структурами Российской авиации. Рассмотрим некоторые из них.
1997 год, маршрут Иркутск-Фанранг
После взлета самолет упал на жилой квартал, а причиной стал отказ от работы сразу трех двигателей из четырех. МАК указал основной причиной перегруз авиалайнера вместе с ошибкой пилота. Также он немногим ранее проводил сертификацию этого судна. Эксперты же сходятся во мнении что основная причина падения – неисправность двигателей.
Ту-154М на Крымском полуострове
Осенью 2001 года при совместных военных учениях на Крымском полуострове украинской ракетой был сбит самолет авиакомпании «Сибирь». Несмотря на выводы МАК, суд Киева отклонил иск перевозчика о возмещении ущерба, апеллируя их недостоверностью. В итоге финансовые вопросы так и не решены на сегодняшний день.
Маршрут Ереван — Сочи 2006 год
Более 120 человек погибли при крушении авиалайнера Армавиа над Черным морем. Межгосударственный комитет основной причиной указывает неадекватные действия пилотов. Эксперты же указывают на отсутствие в отчете комитета сведений о качестве метеорологического оборудования аэродрома, что могло стать основной причиной данной катастрофы.
Рейс из Польши 2010 год
Правительственный самолет из Варшавы потерпел крушение в Смоленске с 96 пассажирами на борту. Несмотря на участие в расследовании иностранных специалистов, МАК в своем итоговом отчете основной причиной катастрофы указывает неверные действия пилотов, их недостаточную подготовку. Польская группа, вместе с другими экспертами, указывают на технические недостатки аэродрома «Северный» в Смоленске.
Основные претензии к МАКу
В своей книге летчик-испытатель В. Герасимов освещает ряд основных претензий к работе межгосударственного комитета при расследовании авиакатастроф, ставших основными причинами для ограничения данной деятельности:
- затягивание сроков расследования, вплоть до нескольких лет;
- проведение сертификации судов и расследование причин крушения одной и той же организацией приводит к недостоверности и неэффективности выводов;
- аффилированность уполномоченного лица может привести к конфликту интересов;
- дипломатический статус не дает возможности привлечь сотрудников комитета к ответственности за нарушения, допущенные во время проводимого расследования.
https://www.youtube.com/watch?v=yajEKGPTars