Безопасность полетов в гражданской авиации
Относительно недавно российское правительство рекомендовало руководству отечественных авиаперевозчиков сделать все возможное для обеспечения безопасности полетов. Было рекомендовано, причем, в первую очередь, обратить особое внимание на страны, официально считающиеся потенциально опасными в миграционном смысле. Список стран, признанных руководством России опасными для российских граждан, представляет собой довольно внушительный перечень.
Содержание
Куда опасно летать?
Кроме регионов, где на сегодняшний день сохраняется террористическая активность, а также в странах, в которых продолжаются боевые действия, жителям РФ не рекомендуется совершать авиаперелеты в следующие государства: Казахстан, за ним следует Албания, далее идет Болгария, за ней Австрия, Англия и, наконец, Черногория.
Сегодня на всей планете сложилась нестабильная и небезопасная ситуация. Даже такие курорты, как Турция и Египет, российские власти признали для россиян опасными.
Затем этот список был дополнен Индией. К такому выводу пришли депутаты Государственной думы. По их мнению, отношение к россиянам уже давно изменилось в худшую сторону. Чиновники считают, что жители индийского штата Гоа, ведут себя слишком агрессивно. Многие политики уверяют, что местное население этого курортного рая, явно демонстрирует свою неадекватность.
Что говорит статистика
Несмотря на серьезные факторы, влияющие на безопасность полетов, каких-либо существенных мер в этом году принимать никто не собирается. Пока российское правительство обходится рекомендательными мерами. Однако суровая статистика уже неоднократно подтвердила, что самолеты не относятся к категории самых опасных видов транспорта. Обратившись к статистике, можно заметить, что в среднем в авиакатастрофах погибает один человек на 110 пассажирских километров. Главная повестка дня – безопасность полетов в гражданской авиации.
Повышение безопасности пассажирских авиаперелетов, всегда находится в центре внимания не только у руководства России, но и у администрации авиакомпаний.
Выбор места в авиалайнере
Просматривая статистические данные можно заметить, что самое большое количество авиакатастроф происходит на взлетах и посадках. Этот факт объясняется сложностью пилотирования при взлетах и посадках. Кроме того, не исключается и влияние человеческого фактора на безопасность полетов. Негативные воздействия оказывают и погодные условия. Количество выживших пассажиров в зависимости от их месторасположения:
- Передняя секция салона – 49%.
- Экономкласс, расположенный перед крылом – 56%.
- Экономкласс над крылом – 56%.
- Хвостовая часть салона – 69%.
Последние данные
Доверительное отношение к авиаперелетам подорвали многочисленные крупные катастрофы, произошедшие за последние несколько лет. Например, масштабная трагедия случилась с рейсом, летевшим в Санкт-Петербург. Маршрут начинался в египетском курорте Шарм-эль-Шейха. Это произошло в последний день октября 2015 года. Экспертизой выявлено, что авиалайнер атаковали террористы, отняв жизнь у двухсот человек. Год спустя мир вздрогнул опять, услышав о новой страшной катастрофе. Самолет летел с мирной миссией из Сочи в Сирию, но упал в Черное море. Все 92 человека погибли.
Рекомендации для российских авиаперевозчиков
Основываясь на всех статистических данных, можно заключить, что безопасность полетов определение многогранное. Рекомендации по жесткому усилению мер безопасности, являются актуальными для всех маршрутов (внутренних и международных). Если обратиться к статистике, то можно вспомнить, что даже на внутренних рейсах террористы неоднократно пытались и угоняли самолеты за границу.
По некоторым данным, информация по безопасности полетов, полученная от компетентных лиц, подтверждает, что теперь на самолетах присутствуют специально, обученные специалисты. Это не то, что вооруженный милиционер, переодетый в штатскую одежду. На борту авиалайнера теперь находится сразу несколько вооруженных спецназовцев, которые способны быстро предотвратить любой террористический акт.
Есть и дополнительные рекомендации. В частности, сотрудники всех авиакомпаний должны собрать на борту самолета необходимый запас продуктов. Особое внимание уделяют питьевой воде. Кроме того, руководителей отечественных авиаперевозчиков обязали провести с летным составом инструктаж, направленный на усиление бдительности.
Ведь безопасность полетов – это не только обезвреживание террориста, но и предупреждение его террористических намерений. В связи с этим в авиаперелетах будут принимать участие сотрудники специальных служб.
Некоторые факторы безопасности авиаперелетов
К факторам безопасности авиаперелетов относят несколько весьма важных пунктов. Рассмотрим их подробнее. Факторами безопасности являются:
- Влияние окружающей среды.
- Материальная помощь. Как известно, наличие льгот тоже оказывает положительное воздействие на повышение качества работы персонала воздушного судна.
- Факторы микроуровня. Все связано с благоприятным климатом в летном коллективе. Это главная система управления безопасностью полетов. Каждый член летного состава должен быть склонен к взаимовыручке. На борту самолета не должно возникать конфликтных ситуаций.
- Уровень мотивации труда. Не секрет, что на трудоспособность коллектива, большое влияние оказывает создание необходимых условий.
- Факторы макроуровня. С этим явлением связана политическая и экономическая обстановка внутри страны.
- Мотивация статуса. Определенное влияние на работу экипажа оказывает возможность продвижения по служебной лестнице.
- Факторы политики страны. Политическая стабильность в государстве играет большую роль в безопасности авиаперелетов.
- Морально-этические и личностные факторы командира воздушного судна. Если он быстро приспосабливается к самым разным ситуациям, не паникует, а также отличается дисциплинированностью, то процент безопасности полетов возрастает многократно.
Невероятно большое значение имеют некоторые принципы авиационной безопасности. Их условно делят на пять разделов:
- Соблюдение максимальной безопасности.
- Открытое донесение о любой опасности.
- Локализация ненужных и непредвиденных рисков.
- Ответственность за пассажиров.
- Умение контролировать чувство страха.
О чем необходимо знать пассажирам
Они тоже должны владеть информацией, связанной с безопасностью авиаперелетов. От туристов безопасность полетов зависит даже больше, чем от пилотов. Путешественники должны относится с пониманием, когда их просят пристегнуться ремнями при взлетах и посадках. Кроме того, пассажиры во время полета должны отключить ноутбуки, планшеты и прочие мобильные устройства. Близость взлетно-посадочной полосы и нехватка времени иногда приводят к катастрофам. Информация по безопасности авиаперелетов гласит, что у воздушного судна больше шансов не разбиться, если оно находится далеко от земли.
Обязанностью всех пассажиров является неукоснительное следование тем требованиям, которые им предъявляет руководство авиакомпаний.
Теоретически предполагается, что мобильные устройства могут оказывать негативное влияние на бортовые приборы самолета. Кроме того, планшеты и мобильные телефоны способны создавать ощутимые радиопомехи. Этого допустить невозможно, поскольку пилоты общаются с диспетчерами наземных служб именно по радио. В частности, включенные мобильные телефоны, ищущие сеть, создают определенные помехи не только в магнитном поле, но и повсюду. В связи с этим принятые прежде меры безопасности могут оказаться бесполезными. Несмотря на то что подобных прецедентов еще не случалось, это не значит, что их никогда не будет. Ведь производители разрабатывают все новые усовершенствованные и более мощные мобильные устройства.
Четыре главных правила
Следующие рекомендации являются актуальными во время взлетов и посадок. Практически – это даже не правила, а требования, являющиеся обязательными:
- Спинки кресел должны быть приведены в вертикальное положение. Если этого не сделать, то при авиакатастрофе, неопущенная спинка, обязательно заблокирует проход.
- Раскрытие штор на иллюминаторах. Это объясняется необходимостью быстрой адаптации пассажиров после аварии.
- Своевременная сборка столов. Данная мера предосторожности требуется на случай жесткой посадки.
- Правильное использование развлечений. Не следует включать музыку слишком громко, превышая все допустимые децибелы.
Особые требования пассажирам авиалайнера предъявляются при входе в зону турбулентности. При вхождении в такой участок, все должны занять свои кресла и пристегнуться ремнями безопасности.
Не менее важное требование – это соблюдение спокойствия. Запретить впадать в панику невозможно, но слишком переживать не следует, даже если воздушное судно сильно трясет. Это случается достаточно часто, однако, самолеты от этого не разваливаются. Турбулентность зависит от габаритов лайнера. Чем он массивнее и тяжелее, тем его сотрясение ощущается меньше. Слишком впечатлительным людям не следует приобретать места возле крыльев. Ведь слишком мнительным пассажирам кажется, что крылья непременно отвалятся. Такие переживания приводят к сильным стрессам с отягчающими последствиями. За время существования авиации, крылья в зоне турбулентности не отвалились ни у одного самолета.
Горизонтальный полет
Каждый человек знает, что требования к пассажирам несколько смягчаются, когда воздушное судно набрало необходимую высоту и летит в горизонтальном положении. В это время люди могут вставать со своих кресел и заниматься своими делами.
Турбулентность на достаточно значительной высоте случается лишь над Атлантикой. При посадке самолета следует находиться в кресле и быть пристегнутым ремнями безопасности. Это связано с некоторыми помехами. Например, лайнеру может помешать сильный боковой ветер, и воздушное судно поведет себя нестандартно. В частности, его может начать дергать или трясти.
Безопасность полетов в целом – это комплексное понятие, связанное с работой наземных служб, пилотов, бортпроводников, пассажиров, а также эксплуатационными характеристиками воздушных судов. Все это позволяет осуществлять авиаперелеты без угрозы для пассажиров. Организация безопасности авиаперелетов является нелегкой задачей. Однако она решается совместными силами компаний, занимающихся производством самолетов и авиаперевозчиками.
Уровень безопасности определяется теми факторами, что во время полета не возникнет чрезвычайная ситуация, которая способна привести к трагедии.
Особая ситуация появляется из-за воздействия отдельных факторов, приводящих к незначительному или существенному снижению степени безопасности авиаперелета. Этими факторами могут стать: влияние неблагоприятных погодных условий; отказ или неисправность определенных элементов систем; неквалифицированное наземное сопровождение; непрофессиональная техника пилотирования, а также ошибки эксплуатации бортового оборудования; проявление неудачных аэродинамических характеристик самолета.
По степени опасности авиаперелетов, особые ситуации делят на усложненные условия, сложную, аварийную, а также катастрофическую ситуацию. Последний вариант является самым опасным, поскольку гибель людей в этой ситуации предотвратить достаточно сложно. В связи с этим особые ситуации разделяют по частоте их возникновения: практически невероятные, далее следуют крайне маловероятные, затем просто маловероятные, за ними идут умеренно вероятные, и часто повторяющиеся.