Что делать, если ты выпал из самолета без парашюта?
К сожалению, у парашютистов периодически случаются ситуации, когда не открывается парашют и не срабатывает запасной. Оказаться в воздухе на высоте нескольких тысяч метров без парашюта можно и по другим причинам. Например, во время войны пилоты так спасались, выпрыгивая из горящего самолета, когда уже вся экипировка, включая парашют, сгорела. Возникает вопрос: что делать, если выпал из самолета без парашюта?
Допустим, человек оказался в воздухе, выпав из воздушного судна на высоте 6500 м. Он летит вниз со скоростью, которая равна примерно 200 км/ч. То есть у человека будет примерно 2 минуты, чтобы сообразить, как спастись и предпринять соответствующие необходимые меры.
Точная скорость падения зависит от нескольких факторов, включая плотность воздуха, площадь тела, веса. Но в любом случае, она будет очень высокой и вам придется думать и находить решения очень быстро. Сильнейший испуг, который испытывает каждый, кто оказывается в такой ситуации, может помешать правильно оценить ситуацию и возможные пути спасения. Но в некоторых случаях выброс адреналина, наоборот, стимулирует быстрый поиск наиболее подходящего места для приземления.
Очень важно занять правильное положение, чтобы замедлить падение, увеличив сопротивление воздуха. Лицо должно быть опущено вниз. Руки и ноги разведите так, чтобы ваше тело приняло форму буквы «Х». Теперь необходимо посмотреть вниз, на землю, и попытаться отыскать водоем. Вода может смягчить падение даже на такой высокой скорости. Однако для этого должна быть достаточная глубина водоема. Ощущения от прыжка в воду с такой высоты, конечно, не будут приятными. Однако в этом случае у выпавшего из авиалайнера будет шанс спастись и выжить. Как только обнаружен водоем, цельтесь в него. Для этого направляйте свое тело к этому месту. В такой ситуации очень пригодятся навыки скайдайвинга.
Если вы не видите под собой воды, ищите лес или скопление деревьев. Известны случаи, когда люди падали с самолета без парашюта на сосновые деревья и выживали после такого падения. Риск получить травму, безусловно, присутствует. Но когда на кону стоит жизнь или смерть, о возможном травмировании ветками думать не приходится. Деревья могут смягчить падение – а это главная составляющая удачного приземления.
Если вы выпали из самолета без парашюта и под собой не видите ни воды, ни деревьев, ищите плоскую большую поверхность. Например, это может быть большой грузовик или другой крупный автомобиль. Такие машины могут притормозить падение, взяв часть удара на себя. Крыши автомобилей мягче, чем асфальт. Смягчат падение сугробы снега или болота.
Во время падения надо стараться его замедлить всеми возможными способами. Чем дольше вы будете в воздухе, тем меньше будет сила удара и, соответственно, тем больше вероятность выжить. Любые препятствия, которые могут замедлить падение, в данном случае актуальны. Если, например, вы падаете вследствие крушения самолета, старайтесь ухватиться за обломки. Окружив себя обломками, вероятность выжить будет значительно выше.
Приземляться на землю надо так: ноги должны быть сведены вместе и согнуты в коленях. Мышцы должны быть напряжены. Тело нельзя расслаблять на протяжении всего падения. При падении в воду входить в нее надо стрункой или солдатиком, ногами вниз. Надо напрячь мышцы ягодиц и защищать голову руками.
Выжившие после падения
Есть немало историй о людях, которые оказывались в такой ситуации, когда они осознавали, что находятся в воздухе на большой высоте, а их самолет неизвестно где. Главный герой одной из таких историй – лейтенант ВВС РФ Иван Чисов. Во время очередного вылета во Второй мировой войне бомбардировщик Ивана был атакован противником. Он был так сильно поврежден, что экипажу необходимо было быстро покинуть борт. У Ивана был парашют, но он его так и не смог раскрыть. Причина, по которой он этого не сделал, заключалась в следующем: вокруг было много вражеских самолетов, которые, обнаружив цель, тут же выстрелили по ней. Пока Иван падал, он был без сознания. Ему посчастливилось упасть в ущелье, покрытое толстым слоем снега, который смягчил падение. Иван получил травмы. Но он достаточно быстро восстановился и продолжил совершать полеты.
Еще одна история о пилоте К. Джудкинсе. Он пилотировал истребитель. Находясь на высоте около 4,5 км, в процессе дозаправки в воздухе случилась авария, которая вынудила пилота выпрыгнуть из истребителя. Парашют по каким-то причинам не раскрылся. Но пилот все же выжил после падения. Хотя и получил большое количество серьезных травм.
Парашютистка Л. Батлер 2010 году совершала свой очередной прыжок. Сначала все шло как обычно и как было запланировано. Но когда настало время открывать парашют, он не открылся. Каждая последующая попытка открыть его не приводила к успеху. Затем она попыталась открыть запасной парашют, но и он почему-то не открылся. Однако, несмотря на это, парашютистка выжила. Она получила сотрясение мозга и сломала ногу. Но осталась жива. Сама Л. Батлер уверяет, что выжила благодаря молитве. Удивительно еще и то, что после случившегося женщина продолжила прыгать с парашютом. Первый прыжок после падения ей давался особенно трудно. Она рассказывала, что ей пришлось даже просить инструктора вытолкнуть ее из самолета, поскольку самопроизвольно выпрыгнуть из-за страха и воспоминаний о пережитом у нее не получалось.
С подобной ситуацией довелось столкнуться Николасу Алкемейду. Он служил в ВВС в Британии. В момент одного из полетов его самолет был атакован. Если бы он оставался в самолете, то сгорел бы заживо либо разбился при столкновении с землей. Ни один из этих вариантов не подошел, и смелый Николас прыгнул вниз без парашюта, так как он сгорел при повреждении самолета. Пилот приземлился на густые ели, которые были покрыты снегом. Деревья смягчили его падение. В результате Николас приземлился удачно. Он отделался испугом и вывихом лодыжки. Когда немцы его взяли в плен, они выписали ему справку, которая подтверждала, что данный инцидент с падением действительно произошел с пилотом.
Отвечая на вопрос, что делать, если ты выпал из самолета без парашюта, главное – стараться оставаться в сознании, занять правильное положение и искать подходящее место для приземления.