Крушение Ту-154 под Иркутском в 1994 году
Крупная авиакатастрофа Ту-154 под Иркутском 1994 года потрясла все мировое сообщество. Потерпевший крушение воздушный транспорт, принадлежавший авиаорганизации «Байкал», должен был доставить 115 пассажиров из Иркутска в московский причал.
Подробнее о катастрофе
К сожалению, свою миссию выполнить ему не удалось, так как через 3.5 минуты после взлета внезапно загорелся 2-й двигатель. Экипаж самолета, состоящий из 9 человек, принял решение о возвращении авиалайнера в аэровокзал Иркутска, но осуществить такое действие не удалось из-за полной потери управления.
В итоге крушение Ту-154 под Иркутском в 1994 году произошло в 15 км от воздушной пристани, в районном центре Мамоны. Потерявший управление транспорт упал прямо на небольшую ферму, занимающуюся переработкой молока.
Последствия страшного происшествия оказались ужасными: все пассажиры и полный состав экипажа погибли, а также погиб один сотрудник молочной фермы, и еще один получил серьезные ранения.
Хронология событий
На высоте 300 метров активировалась сигнализация, оповещающая экипаж о возгорании 2-ого двигателя. Пилоты сразу же оповестили об инциденте наземные службы управления и приняли решение о развороте воздушного транспорта, чтобы посадить самолет в иркутском аэровокзале.
Однако их старания оказались напрасными, ведь стремительно распространяющий огонь очень быстро подобрался к баллонам с гидросмесью, расположенным в непосредственной близости к двигателям, что стало причиной отказа работы гидросистем. Пилоты полностью утратили управление и даже не имели возможности снизить скорость.
Авиалайнер, развивший скорость в 500 км/ч, упал на молочную ферму вблизи Иркутска. Сильнейший удар о землю разорвал воздушное судно на 2 части. Кабина, в которой находились пилоты, и первый салон были разрушены моментально. Хвостовая часть и второй салон были обнаружены поисковой командой в 400-х местах от места крушения.
Здание, на которое рухнул самолет, также было полностью разрушено. Внутри находились 2 сотрудника фермы. Один, как мы уже ранее отметили погиб, а второй получил серьезные ранения. Следственная группа смогла идентифицировать останки всего лишь 74-х погибших.
Причины происшествия
После анализа страшной трагедии, унесшей жизни всех находившихся в самолете и одного человека на земле, аналитическая комиссия отметила следующее: в потерпевшем авиалайнере уже были отмечены, причем не раз, поломки во 2-м двигателе. В частности, был подтвержден факт того, что проблемы со 2-м двигателем начались еще в 1993 году, то есть примерно за год до страшной трагедии.
Чтобы пилоты смогли посадить воздушный транспорт на одном работающем двигателе, тогда пришлось полностью выработать топливо и приземляться на аварийную ВПП. Следственная комиссия также отметила, что пилоты неоднократно отмечали отказ работы 2-го двигателя в специальных послеполетных отчетах, но по каким-то причинам этого не уделялось должного внимания. Более того, перед последним полетом, запустить в действие 2-й двигатель удалось только с 5 раза, но и этот тревожный факт не был рассмотрен в качестве предупреждения.
После того как экспертная комиссия произвела расшифровку переговоров перед трагическим взлетом, удалось проанализировать последний разговор пилотов:
- До взлета осталось 2 минуты – пилоты отправили голосовое сообщение, примерно такого содержания: «Следует передать инженеру, что есть проблемы во втором двигателе. Для запуска 3-х двигателей нам пришлось потратить более 20-ти минут».
- Примерно за минуту до вылета экипажем было сказано следующее: «Самолет набирает опасные обороты, а при нажимании кнопки, она не гаснет».
На такие тревожные сообщения КВС ответил примерно так: «Не стоит напрасно переживать, как только двигатель нормально прогреется, тревожная кнопка сама погаснет». После крушения были произведены тщательные исследования, которые помогли прояснить следующее:
- Отдалившись от аэровокзала Иркутска примерно на 4.5 км, был испорчен стартер во 2-м двигателе.
- Предположительно разрушение имело место из-за попадания под заслонку стартера фрагмента ВСУ-газосборника.
- Так как заслонка не была плотно закрыта, турбина начала стремительно набирать обороты, что и привело к разрушению стартера.
Фрагменты испорченного стартера попали в систему, отвечающую за подачу топлива, и в трубопровод гидравлической системы управления. В итоге огонь охватил 2-й двигатель, что и стало причиной крушения пассажирского авиалайнера.
В память о погибших в авиакатастрофе на месте страшной трагедии в поселке Мамоны был возведен храм святому Сафронию осенью 2007 года. Подал идею о строительстве храма в месте авиапроисшествия местный житель В. Горабатов. На видео вы можете посмотреть кадры, снятые после крушения.