Яковлев Як-18

Як-18 разрабатывался в КБ Яковлева как учебно-тренировочный самолет для начального обучения пилотов управлению воздушной машиной. Этот самолёт разрабатывался на базе яковлевского планера Ут-2 и стал прародителем обширного семейства модификацией учебных машин, в том числе 4-х местного Як-18Т.

История создания Як-18

В предвоенные годы КБ Яковлева специализировалась на разработке спортивных, учебных и многоцелевых самолетов. В 30-е годы был создан Ут-2, и в военное время не прекращалась его модернизации я улучшение. По окончанию войны КБ Яковлева получило задание на разработку самолета для начального обучения летчиков пилотированию. Як-18 был создан в основе Ут-2, он воплотил в себе многие его черты.

Задание на создание машины была получено в декабре 1945 года, а в мае 46 года Як-18 уже совершил первый полет.

Начались заводские испытания, которые он прошел успешно, но было одно такое большое замечание, как плохая работа воздушного винта, поэтому на Госиспытания Як-18 уже был доставлен с другим винтом, ВИШ-327ЕВ-149. Госкомиссия сделала оценку машине и сказала, что он сильно превосходит по своим параметрам Ут-2. Самолет Як-18 был принят на баланс ВВС и получил рекомендации для серийного производства.

Як-18

Конструкция Як-18 была несложной, однако освоить его производство оказалось не так просто из-за организационных моментов. Производство должны были организовать на Ленинградском заводе (он был главным) Харьковском и в Семеновке (будущем городе Арсеньев). Притом поручалось на головном заводе вначале изготовить полную документацию, используя полученные чертежи из конструкторского бюро Яковлева, а также сделать их для 2 остальных заводов.

Это задача оказалась очень трудной для завода, у которого не было своего конструкторского бюро. К подготовке документации и чертежам привлекли практически весь персонал, однако не уложились в сроки. Поэтому и сорвали план по выпуску самолётов, вместо запланированных 1947 году 80 машин было изготовлено только 5, в Харькове сделали также только 2% от намеченного (это 1 машина). И только в 1948 году удалось наладить плановый выпуск машин, но не по всем заводам, в Арсеньеве завод выполнил план лишь на 15%. Ведь до этого завод выпускал только деревянный УТ-2, а теперь предстояло перестроиться на выпуск цельнометаличесского флюзеляжа. Однако, в 1949 году ситуация поправилась.

Харьковский авиационный завод перестал выпускать Як-18, его изготовление оставили на 116 заводе в Семеновке. Заводчане преодолели все трудности и уже перевыполняли план по производству самолетов. В 1949 году они сдали на 7 больше машин больше, чем им поставили в план, а в следующем году еще на 12 больше. Всего за всё время изготовления Як-18 на этом предприятия выпустили больше 3000 машин основной модификации и также:

  • 927 самолётов — Як-18А;
  • 940 — Як-18У;
  • 125 — Як-18П
  • 25 — Як-18ПМ
Читайте также:   Истребитель Як-1: фото, вооружение

1950 года начинается подготовка будущих пилотов–профессионалов, прежде всего военных, на самолетах Як-18, затем уже обучали и гражданских летчиков. Практически все пилоты, обучавшиеся после войны, имели много часов налета на 18 самолетах. Их в большом количестве получали военные летные школы и училища, а также они распределялись по аэроклубах.

Двигатель

Модификации самолета

Вначале было выпущено 2 опытных образца Як-18 и Як-18-2, один с двигателем М-11ФМ (М-12), другой — с мотором М-11ФР-1. Конструктивно они ничем не отличались. Затем начался массовый выпуск машин на основе последней модификации с двигателем М-11ФР-1 и колесом в хвосте. В процессе эксплуатации в состав самолета вносились такие изменения:

  • заменили мотор на М-11ФР;
  • поставили лучше винты;
  • изменялись бортовые навигационные приборы;
  • улучшалось радиооборудование.

Серия Як-18 была выпущена в количестве 3800 — 4500 штук. Также выпускалась модель самолета на неубираемом лыжном шасси.

В 1949 году был изготовлен самолет с мотором М-12 в 190 л. с., за счет которого добились улучшения его летных характеристик. Производство таких самолетов продолжалось до года, а затем с появлением более мощного двигателя прекратилось. Но машина продолжала использоваться для экспериментов с новыми конструкциями.

Серия Як-18У

Серия с носовым колесом, переделана из Як-18 в 1951 году, передняя опора шасси убиралась назад, а основные опоры убирались вперед. В начале 1952 года закончились испытания в НИИ ВВС, где отмечалось, что за счет возросшей массы снизились летные характеристики. В 1954 году было изготовлено 20 самолетов этой серии и начались войсковые испытания. По их окончанию решено было обучать курсантов на этих моделях, после которых они могли пересаживаться на военные истребители.

Изготовление серии производилось до 1957 года на 116 заводе.

Серия Як-18А

Эта модель самолета существенно отличается от предыдущих, на ней стоит уже мощный мотор, АИ-14Р(220, а затем 260 л.с.), другой винт. При этом пришлось переделывать и компоновку Як-18У под 9-цилиндровый мотор, который был значительно тяжелее предшественника. Модификация коснулась системы управления, кабины пилотов и самого корпуса. Также было полностью поставлено новое радио и навигационное оборудование на борту самолета.

Як 18А

В октябре 1956 года начались испытания самолета, где отмечалось, что летные характеристики машины значительно улучшились по сравнению с моделью Як-18У, хотя полетная масса увеличилась. Госиспытания проходили в марте–октябре 1957 года, и модель была передана в серийное производство. Выпуск этой модели продолжался до 1960 года, и было изготовлено 950 машин. Самолет имел ресурс 3 тыс. часов и 15 лет срок службы.

Читайте также:   Беспилотный самолет Ту-123

Серия Як-18П

Одноместный самолет, был изготовлен на основе Як-18А в 1957 году. Эта модель служила для выступления на различных авиашоу, соревнованиях, не только внутри страны, но и на международном уровне. На этой модели поставили систему, которая позволяла летчикам совершать перевернутый пилотаж. Дело в том, что при этом топливо беспрерывно поступало в мотор.

В 1960-х годах были выпущены также 1 местные модели Як-18ПМ и Як-18 ПС, они имели немного другой внешний вид. Кабина пилота была несколько сдвинута назад, что улучшало обзор и улучшало пилотажные качества машины.

Як-18ПМ был выставлен в Ле Бурже в 1967 году в авиасалоне и получил много отличных отзывов. В книге отзывов писали, что это наилучший самолет для акробатического пилотажа. Як-18П использовался при съемке фильма «В бой идут одни старики».

Як-18П

Серия Як-18Т

Буква Т означает транспортный, поэтому эта модификация оттолкнула от себя военных, но зато понравилась руководителям гражданской авиации, которые добивались передачи таких машин на баланс в училища. Здесь он служил как многоцелевой самолет в качестве патрульного, санитарного, грузового. Эти самолеты были переделаны из модификации Як-18У добавлением на него совершенно другого оборудования.

Самолёты выпускались до 1967 года, в 1980 году их начали списывать, как устаревшие самолеты из гражданской авиации, но в 1993 году было возобновлено их мелкосерийное изготовление на Смоленском заводе для гражданского училища. Еще через 13 лет был возобновлен выпуск крупной серии самолетов этой марки для обеспечения училищ, которые готовили гражданских пилотов.

Интересные факты о самолете

Различные модификации Як-18 отлично знали и эксплуатанты за рубежом, самолёт использовался в таких странах:

  • Польше;
  • ГДР;
  • Венгрии;
  • Румынии;
  • Албании;
  • Египте;
  • Афганистане;
  • Австрии.

В Китае было налажено изготовление самолета по лицензии. Также машина успела принять участие в войне в Серверной Корее в качестве легкого бомбардировщика, но при этом понесла потери. Но наиболее эффективно самолет использовался в своей стране, здесь он был не лишь «учебной летающей партой». Часто его снимали в военных фильмах, где ему доставались роли истребителей как по нашу, так и по вражескую сторону.

Як-18 сыграл большую роль в судьбе многих поколений пилотов, которые с теплом вспоминали свои первые уроки за «летающей партой». На этом самолете учился летать и Юрий Гагарин, о чем свидетельствует надпись на одном из летательных аппаратов Саратовского аэроклуба, смотрите Фото Як-18 ниже.

Самолет Як-18

Летные и технические характеристики

Ниже приведены технические характеристики модификаций Як18 1947 года и Як18А, это наиболее массовые серии.

Технические характеристики

Добавить комментарий

5 × четыре =