Яковлев Як-11: фото, характеристики

  • Во время Второй мировой войны требовалось как можно больше обучать летчиков, это происходило на самолётах У-2, УТИ-4, потому что на боевых истребителях, таких как Я-7В и Як-9В, было обучать пилотов дорого. Поэтому нужен был самолёт именно для обучения будущих летчиков, его концепция стала прорабатываться в 1944 году и прототип его нашли в ОКБ Яковлева.

Фото самолета Як-11

История создания

Учебно-тренировочный истребитель решили создавать на основе Як-3, и получил он обозначение Як-3УТИ. Свой первый полет он совершил в 45 году, а через год появился Як-11, в котором было много узлов от истребителя Як-3. На него установили мотор АШ-21, разработки конструктора А. Д. Швецова, а в 46 году истребитель был отправлен в серийное производство, его поставки происходили уже в 47 году.

Як-11 было построено 3850 штук, затем появилась модификация У, эти самолеты предназначались для подготовки летчиков реактивных самолетов. Эти машины производились до 1954, а затем началось строительство летательных аппаратов с обозначением С.11. Их производили в Чехословакии, и построено было 707 машин. Все они использовались в странах Содружества, а также экспортировались в коммунистические страны.

Сейчас сохранилось много Як-11 в рабочем состоянии, более 100 штук находятся в различных музеях авиации. Их можно встретить во Франции, Чехии, Бельгии, США, среди них много С.11. Фото самолета Як-11 вы можете видеть ниже.

Скорость

Особенности конструкции

Самолет Як-11 имел металлический фюзеляж, крыло — двухлонжеронное с обшивкой из металла, элероны и руль поворота были обшиты полотном. В каждой кромке крыла внизу были вырезы, где прятались стойки и колеса шасси. Корпус машины включает в себя 4 лонжерона и 11 рам, на первой из которых крепится моторама. На ней крепится двигатель АШ-21, капот которого имеет боковые люки с управляемыми жалюзи, которые регулируют охлаждение воздухом, приоткрывая створки.

Шасси машины имеет амортизационные стойки с поршнем и полувилкой, которые во время полета скрываются в крыле, а вот заднее колесо в хвосте не убирается. Управление шасси, посадочными щитками, пуском двигателя и торможением происходит с помощью бортовой системы и осуществляется сжатым воздухом. Запасы топлива установлены в крыле учебной машины, это 2 бензобака по 172 литра, а также есть небольшая емкость на 13,5 литров, которая находится в корпусе. Масляная система самолета включает в себя масляный радиатор, суфлерный бачок, дренажные трубки, трубопроводы и индикаторы, которые находятся на приборной панели пилотов.

Двигатель военно-воздушной машины — АШ-21 на 700 л. с. воздушного охлаждения, винт металлический с двумя лопастями типа ВИШ 111-Д-15.

Самолет имеет две кабины для пилотов, которые располагаются друг за другом. Первая — считается кабиной ученика. Здесь находится приборная доска, на которой расположены приборы для контроля за полетом и навигационное оборудование. Некоторые приборы расположились на панелях сбоку. Вторая кабина — для инструктора, оборудование здесь продублировано. На борту установлена радиостанция типа РСИУ-ЗМ для связи, использовать ее возможно как из первой, так и со второй кабины.

Читайте также:   Ту-214: технические характеристики

Технические характеристики

Учебный самолет Як-11 имел один поршневый двигатель воздушного охлаждения на 700 л. с. Его технические характеристики вы можете видеть в таблице ниже.

Характеристики

Как эксплуатировался самолет

Поставка самолета в летные училища началась в 1947 году. После первого года использования рапортовали о том, что машина легка и удобна в управлении, устойчива в полете, что кабина машины удобная, обзор у летчиков хороший. У пилотов не было особых трудностей, чтобы освоить самолет. Отмечали также, что двигатель довольно надежный и экономный. За время выработки его ресурса в 100 часов мощность не падает.

Однако, были отмечены и некоторые недостатки машины. А именно то, что нужна большая длина разбега для взлета самолета и он имеет недостаточную вертикальную скорость. Эти недостатки обусловлены малой мощностью двигателя.

В целом, как учебный самолет, Як-11 был неплох. На нем было даже установлено несколько мировых рекордов:

  • 1950г — пилот Я. Д. Форостенко на дистанции 500 км показал скорость самолета 441 км/час, а через год на этой же дистанции — 471,3 км/ч;
  • 1951г — пилот Н. М. Голованов на дистанции 1 тыс. км показал скорость 442,3 км/ч;
  • 1953 г — пилот П. И. Захудалин на дистанции 2 тыс. км показал скорость 360 км/час;
  • 1954 года — пилот И. С. Чернов совершил беспересадочный перелет на расстояние 1990,183 км.

В 50 годы прошлого века модели Як-11 использовались в клубах ДОСААФ без военного снаряжения. На балансе ВВС Як-11 находились до 1963 года, в авиационных клубах они эксплуатировались дольше, до 1970 года.

скорость

Окраска самолета

В самолетостроении в военные годы применялись матовые краски, которые быстро выцветали и осыпались под действием атмосферных явлений. Однако, жизнь военного самолета не продолжалась долго, машина либо подбивалась в бою, либо изнашивалась, срок ее эксплуатации редко превышал 2 года. Поэтому требования к краскам были невысокие.

Читайте также:   Антонов Ан-158

В 1946 году перешли к глянцевым эмалям, они были более устойчивыми, хотя и снижали маскирующий эффект. Снизу самолет красили голубой краской, а сверху — зеленой. В таком окрасе самолет мог находиться на открытом воздухе, и краска держалась почти 2 года.

Яковлев

В 1948 году в СССР стали строить новые взлетные полосы и решили самолеты тоже окрашивать в светло серый цвет, потому что использовать зеленую краску теперь не имело смысла. А этот цвет подходил как к цвету бетонной полосы, так и оттенку неба в облаках.

В такой расцветке изготавливались практически все самолеты, включая те, которые выпускались на экспорт. На советских рисовали красные звезды и окрашивали желтой краской номера. Яркую окраску имели только те машины, которые участвовали в авиашоу.

Добавить комментарий