Туполев Ту-344
Ту-344 — сверхзвуковой лайнер, созданный для перевозки небольшого количества пассажиров. Эдакий бизнес-самолет, проект которого появился в 1988 году. Этот самолет разрабатывался на базе Ту-204 конструкторским бюро им. Туполева.
История проекта
К началу 90-х появилась необходимость заменить пассажирский лайнер Ту-134 для международных перелетов. Чтобы не разрабатывать с нуля и не тратить огромный бюджет, А.Л. Пухов, главный конструктор ОКБ Туполев, взял за основу Ту-204, правда, в уменьшенном варианте. Но уже в то время самолет Ту-344 не соответствовал экологически правильным показателям. Было предложено три проекта с разными двигателями:
- Двигатели с многолопастной винтовой установкой;
- Д-227;
- Д-436
Изначально на лайнере должны были стоять два двухконтурных ТВВД двигателя располагающихся на крыле, но после создания Д-227, двигатели перенесли в хвост самолета. А после выбрали проект с двигателями Д-436T, которые разработало конструкторское бюро Запорожское под началом Ф.М.Муравченко. Эти двигатели отличает звукопоглощающая конструкция, позволяющая соответствовать нормам ИКАО.
Сохранившееся Фото Ту-334 представлено ниже. Это отмененный проект сверхзвукового самолета.
Конструкция
Лайнер состоит из трех частей. В носовой части размещены кабина пилота и одна из опор шасси. В середине расположен пассажирский и грузовой отсеки, а также оборудование. В хвосте располагаются двигатели, Т-образное оперение, вспомогательное оборудование, а также грузовой отсек.
Вспомогательная силовая установка включает в себя воздушный запуск двигателя как в воздухе, так и во время подъема или приземления лайнера. ВСУ транспортирует сжатый воздух в кондиционерную систему, вне зависимости, находится ли самолет в полете или пребывает на стоянке. Плюс ВСУ обеспечивает резервное питание. Крыло выполнено из 2-х консолей и центроплана.
На лайнере установлена навигационная система, которая помогает отслеживать самолет по спутнику.
К середине 90-х экспериментальный самолет проехал по взлетно-посадочной полосе на выставке МАКС в 1995 г. После, в течение трех лет его продолжали укомплектовывать, и первый полет был совершен в начале февраля 1999 г. Под управлением пилота-испытателя А.Н. Солдатенкова. Были выполнены все необходимые нагрузки и маневры. Второй лайнер стал экспериментальным образцом в ЦАГИ. Данный самолет был представлен на выставках Дубая, Тагерана и МАКС в 1999 г.