Туполев Ту-324

Ту-324 — проект пассажирского самолета для внутренних региональных перевозок. На данный момент он остается нереализованным по ряду экономических и политических причин. Чтобы разобраться во всем, необходимо подробно изучить историю создания отечественного 50-и местного регионального самолета.

История создания ТУ-324

Еще в 90-х Борис Ельцин объявил руководству Казанского авиационного предприятия (КАПО), что правительство прекращает закупки Ту-160 и Ту-22М3. Это означало, что завод остается без заказов, а на тот момент там работало более 20 тыс. человек. Страна нуждалась в разработке регионального авиалайнера современного типа, который должен был прийти на смену устаревшим Як-40 и Ту-134.

На это у правительства также не было денег. В Казань были приглашены банкиры и представители ОКБ Туполева для рассмотрения проекта. Уполномоченные Онэксим-банка предложили найти деньги за счет продажи нефти на внешний рынок, купленной на внутреннем. Борис Ельцин поддержал такое предложение, и спустя пять месяцев республика заказала ОКБ Туполеву разработку нового самолета. О начале разработки нового самолета свидетельствовало и Постановление Правительства РФ, вышедшее 2.02.1996 года.

Это был первый отечественный самолет, который был полностью спроектирован в цифровых технологиях. Финансирование его велось полностью за счет средств Республики Татарстан, для этого были предприняты следующие шаги:

  • Для ОКБ Туполева и КАПО закуплено ПО на 6,5 млн долларов.
  • За рубежом обучено более 20 специалистов для сопровождения этих программ.
  • Закуплено современное технологическое оборудование на 450 млн руб. для завода.

Республика также организовала работу смежников по производству двигателей: запорожских «Прогресс», «Мотор Сич» и КМПО. Они за два года разработали и изготовили 3 опытных образца двигателей для Ту-324 за счет своих средств. Двигатели разрабатывались в цифровых технологиях, при их запуске они не гудели так, как аналогичные аналоговые изделия, за счет разработанной системы шумопоглощения.

Самолет Ту-324 фото
Макет самолета ТУ-324

Однако, в принятой в 2012 году правительственной программе развития авиации до 2025 года, проект самолета не был включен. Правительством республики было сделано многое, чтобы прорекламировать проект:

  • выпущено более 800 буклетов;
  • разработано 6 баннеров;
  • произведена демонстрация модели самолета на экспозиции на предприятии ЭНИКС (поскольку в ОКБ Туполева отказались это делать).

Тогдашний президент Республики Татарстан, Минтимер Шаймиев очень болел за этот проект и говорил, что его поставки уже могут начаться в 2007 году.

Это был первая отечественная воздушная машина, отвечающая требованиям ИКАО по шуму и выхлопным газам, которая могла управляться экипажем из 2-х человек и спроектированная полностью в цифре.

Это первый российский проект, который не финансируется из бюджета, поэтому и не стоит в программе развития авиационной промышленности до 2025 года. Он полностью зависит от поступления денег из Татарстана, за счет нефтяного экспорта, что стало затруднительным после падения цен на нефть. По данным специалистов, для завершения проекта необходимо до 4 лет работы и 300—350 миллионов рублей.

Читайте также:   Рейс ZF-7711 Москва - Джерба

Конструкция самолета

Конструктивно лайнер представляет собой моноплан со стреловидным крылом, с установленными в хвостовой части двумя турбореактивными двигателями. Самолет имеет 3-х опорное шасси, Т-образные рули управления, крылья средней стреловидности.

Управление самолетом полностью автоматизированное, технический ресурс самолета достаточно высок — 60 тыс. часов полета. Есть возможность проверить технические параметры машины без физического вмешательства, используя специальный встроенный контроль.

Модель Самолета Ту-324 на фото представлен ниже:

Самолет Ту-324 фото

Предполагается выпуск трех моделей самолета:

  • На 52 человека с одним классом обслуживания — базовая модель ТУ-324;
  • На 46 пассажиров с двумя классами обслуживания — Ту-324 А;
  • На 89 пассажирских мест, которая будет использоваться как административная машина для высоких должностных лиц. Это модели Ту-414 и Ту-414А.

Летно-технические характеристики

Летно-технические характеристики самолета Ту-324 представлены в таблице на рисунке:

Характеристики

Могут ли реанимировать проект по Ту-324?

Президент России на совещании в 2016 году высказался о необходимости создания ближнемагистрального самолета отечественного производства, на 50—60 человек. Указывалось на большие трудности по транспортировке людей на Дальнем Востоке, в Сибири, внутри других регионов, куда приходится добираться при помощи перелетов через Москву или Санкт-Петербург. Также было сказано о необходимости разрабатывать такой лайнер, чтобы он был конкурентоспособным не только для своего рынка, но и для международного.

Президенту было предложено 4 проекта:

  • ИЛ-114 на 22 пассажирских мест;
  • Ан-140, украинской разработки на 50 мест;
  • МА-700 китайского производства на 83 места;
  • Реактивный Ту-324.

Министром Денисом Мантуровым было отмечено, что последний самолет не был запущен в работу в связи с тем, что все усилия были направлены на окончание проекта по МС-21.

Такие заявления пришлись многим по душе в Татарстане, особенно Рустаму Минниханову, который является одним из жарких приверженцев проекта. Он считает, что закончить проект можно и нужно, поскольку в региональных машинах есть большая востребованность и нельзя в ближние регионы летать через столицу. В страну уже импортировано более 70 аналогов ТУ-314 иностранного производства, их эксплуатируют некоторые отечественные авиакомпании.

Читайте также:   Схема салона самолета SU-1711

Большим конкурентом Ту-324 является «Сухой Суперджет» — отечественный ближнемагистральный самолет, созданный при участии компаний из США и Европы. Сторонники этого проекта делают все для того, чтобы не допустить окончания работ по ТУ-324.

Добавить комментарий