Туполев Ту-124

Самолет Ту-124 (кодовое название НАТО «Кастрюля») — малогабаритный пассажирский самолет на 56 человек, разработанный в СССР для рейсов с малой дальностью. Ту-124 — практически уменьшенный Ту-104, является первым авиалайнером второго поколения, с турбореактивными контурными двигателями (они более экономичны, чем обычные турбореактивные).

История и характеристики самолета Ту-124, фото которого представлено ниже, интересуют многих поклонников авиастроения. В этой статье мы подробно расскажем об этом авиасудне.

Самолет Ту-124 фото

Самолет разработан на замену Ли-2 и Ил-14, и предполагалось, что он будет на всех рейсах по крупным городам страны, до которых можно долететь за 60 минут.

Из-за веса и размера ему требовалась взлетная полоса всего в 2 км, но серийное производство было закрыто, и на смену Ту-124 пришел Ту-134, который оказался практичнее своего предшественника.

История

В марте 1960 г. прошел первый пробный полет под предводительством летчика-испытателя А.Д.Калины, а все последующие испытания наблюдались ВВС, т. к. планировалось использовать самолет в военных целях.

На харьковский авиазавод №135 было возложено серийное производство. Самый первый созданный самолет отдали в войска противовоздушной обороны, а также сразу были введены запреты, нельзя разгонять самолет до скорости звука.

Параллельно вычисляли слабые стороны самолета на его младшем брате — Ту-104. В положении штопора все работало как часы, управление сохранялось, и не нарушались допустимые значения по скорости. Зато проблемы возникали на высоте свыше одиннадцати километров: в турбулентности самолет жутко трясло, и он заваливался на крыло, после чего стали разрабатывать безопасное решение в подобных ситуациях.

И все же Ту-124 был устойчивее Ту-104.

Первые самолеты превышали расчетный вес на 300 кило из-за теплоизоляции, а также имели слишком непрочное крыло, от этого страдала и скорость. Пассажирам же было некомфортно от отсутствия кондиционирования в первых сериях выпуска, позже это было исправлено. Ту-124 имели длинный нос, что мешало обзору пилотов, но было исправлено в третьем «поколении» самолетов — нос наклонили вниз и слегка уменьшили.

Читайте также:   Бомбардировщик-торпедоносец Ту-91

Скорость Ту-124

Из воспоминаний казанского пилота, который налетал на Ту-124 10000 часов, видно, что самолет был надежен:

— Летать приходилось много, и случалось всякое. Однажды самолет словил шаровую молнию, она пометалась по приборам и ушла, оставив кое-где оплавленную аппаратуру. Бывало и лобовое стекло трескалось, и двигатель загорался, и шасси неисправно было, приборы отказывали, тем не менее все остались живы.

В 70-х гг. пилотам разрешалось держать оружие на борту, в связи с увеличением угонов лайнеров, пираты не давали покоя даже в воздухе. Стрельба была нежелательна, зато пригрозить или постоять за пассажиров было не так сложно с «макаровым». Пилотов специально возили на стрельбища, а само оружие выдавалось и сдавалось в аэропорту. В воздухе пилотам разрешалось применять оружие по ситуации.

Конструкция

2-х моторный низкоплан со стреловидным крылом, двигателями, находящимися в хвосте и однокилевым оперением. В хвосте также имелся парашют для торможения. Шасси самолета могли сесть даже на грунтовую воздушно-посадочную полосу.

Управление самолетом было такое же, как и на Ту-104. Имелся автопилот, гидравлическое управление интерцепторов, электромеханическое управление закрылков и щитка. На случай непредвиденных ситуаций, в том числе разгерметизации, на борту находились кислородные маски, разные системы жизнедеятельности как для пассажиров, так и для команды Ту-124.

В крыле находились воздушные тормоза, которые использовались при посадке. Имелось два аварийных выхода — в люке и грузовом отсеке, а также две входных двери по левую сторону. Одна из них — пассажирская, вторая — служебная.

Лайнер не мог сразу вылететь после приземления, т. к. горючее заливалось в отдельные баки, что замедляло весь процесс. На лайнере были установлены системы против обледенения, обогрев стекла в кабине пилотов, а также имелись «дворники» на фонаре кабины пилота.

Фото салона позволяет получить представление, как самолет выглядит изнутри. Все выглядит скромно, но весьма достойно.

Читайте также:   Схема салона самолета SU-1711

Салон Ту-124

Основные отличия

  • 1-й гражданский самолет, появившийся в СССР с турбореактивными 2-х контурными двигателями.
  • Ту-124 под центропланом имел посадочный щиток, который управлялся электромеханически.
  • Без одного двигателя лайнер мог продолжать лететь, но на высоте не более 5 км.

Эксплуатация

На постоянный рейс самолет вышел в начале октября 1962, и отправился из столицы в Таллин. Помимо эксплуатации по стране, периодически осуществлял полеты в Белград, Варшаву, Хельсинки и Стокгольм.

Начиная с апреля 1964 Ту-124 выходит на постоянные рейсы между разными странами, тем самым, выполнив свою задачу и вытеснив Ил-14. За восемь лет начиная с 1960 года, в г. Харькове было произведено 165 самолетов.

Кроме Советского Союза, самолеты использовали Ирак, Китай, Индия и страны Совета экономической взаимопомощи. Серийное производство самолетов остановилось в 1966, по указанию Хрущева, который захотел перенести двигатели в хвост, как это было у французского, увиденного им самолета «Каравеллы». Так появился Ту-134, а Ту-124 ушел в историю, перевезя 6 500 000 человек, и выведен из эксплуатации в 1979 г. Последний полет был совершен в середине сентября.

Единственная авиакатастрофа с этим самолетом произошла в конце 1973 года.

Настоящее время

Летающих Ту-124 уже давно нет, остались как экспонаты в авиационных музеях Ульяновска, Луганска, Монино, Кимры (салон Ту-124 вынесли жители города), в Харькове, в Китае аж целых два экземпляра, два — в Индии (в Дели и Лакнау), и местами можно встретить в России в разных аэродромах. Также есть кабина как учебный экземпляр, расположена в Казани в КГТУ им. Туполева.

Технические характеристики самолета Ту-124

Max скорость Ту-124 — 907 км\ч.

Кол-во человек — 56.

Дальность — 2100 км.

Высота самолета — 8,08 м.

Длина — 31,58 м.

Двигатели — 105,8 кН.

Экипаж — 4 человека.

Потолок — 11,6 км.

Нагрузка 6 тонн.

Крыло (размах) — 25,55 м.

Крыло (площадь) — 119,37 квадратных метра.

Добавить комментарий

3 × четыре =