Истребитель Як-1: фото, вооружение

Уже в начале 30 годов было очевидным, что парк военных самолётов в СССР устарел и необходимы были новые. Во время войны в Испании истребитель И-16 разработки конструкторского бюро Поликарпова был базовой машиной Интербригад. Но началась технологическая гонка моторов и уже в 1937 г., в конце Испанской кампании, немцы прислали в Испанию свою новинку — самолёт Bf.109, который превосходил И-16 по многим параметрам, и в первую очередь по двигателю. Конечно, это была новинка, поэтому он имел много недоработок, которые быстро выявлялись и устранялись в ходе боёв.

Начало разработки, история конкурентов

После начала Второй мировой войны, стало ясно, что это будет война моторов. Перед советскими конструкторами была поставлена задача разработать авиалайнер, ничем не уступающий самолёту вероятного противника. Лучше всего справился с задачей коллектив конструкторского бюро Яковлева. Этот самолёт был разработан на основе легкого спортивного аппарата Я-7.

Моноплан с одним двигателем прост в изготовлении и имел низкое сопротивление встречному потоку. В том числе и поэтому у него была большая по тем временам скорость.

Самолет Як-1

Корпус и обшивка легко подвергались ремонту на месте, что немаловажно в военных условиях. Дело в том, что в корпусе был каркас из металлических труб, обшитых дюралевыми листами, а хвост и крылья состояли из деревянных деталей для облегчения машины. Трубы собирались с помощью сварки. Двигатель имел 12 цилиндров, с V-образным расположением, что позволило расположить довольно грозную пушку в развале цилиндров. Шасси складывались после взлёта, однако конструкция крыльев была несъёмная. Это усложняло транспортировку самолёта к необходимому месту. Широкая колея шасси позволяла использовать грунтовые аэродромы. Другие технические характеристики ненамного отличались от вражеских машин.

Конкуренты у вражеской армии

Самолёты вероятного противника уже имели проверку и обкатку в Гражданской войне в Испании и других военных кампаниях, в эксплуатацию «мессер» поступил ещё в 1937 году. Большой проблемой СССР было отсутствие мощных и надёжных двигателей. Соперник-неудачник Як-1 по разработке ЛаГГ-3 вдруг обогнал Як, когда у него стал применяться удачный двигатель АШ-82, и самолёт переименовали в Ла-5. Движок «мессера» был на 200 л. с. больше, чем у Як-1 и запас три года по отладке недоработок и для усовершенствований.

Быстрые сроки разработки в авральном режиме

А самолет Як-1 разрабатывался в авральном порядке, люди работали буквально сутками, по ночам, без выходных и без отпусков. Поэтому наш авиалайнер к началу войны был ещё «необстрелянным новичком». Корпус немецкого самолёта был цельнометаллическим, а у нас использовались деревянные детали.

Читайте также:   Рейс FV-5701 авиакомпании Россия: время вылета из Внуково

Лозунг того времени был «Дадим больше самолётов фронту!». Поэтому качество изготовления и сборки оставляло желать лучшего. Советские заводы не имели квалифицированной рабочей силы, люди были на фронте, а на заводах работали женщины и дети, закончившие краткосрочные курсы.

Вооружение

Боевое применение Як-1

Хотя было поставлено в части более 400 самолетов ещё до войны, но единственный авиаполк был укомплектован полностью под Киевом. Это был лучший советский истребитель в начале войны.

Одна из проблем использования самолёта — слабое знакомство лётчиков с новой машиной. Вторая проблема — отсутствие радиостанции. Третья – одной пули было достаточно, чтобы у Як-1 выходил из строя карбюратор двигателя. А немецкие самолёты спокойно выдерживали очередь из тяжёлого пулемёта по движку.

Наиболее массовое применение самолёта случилось в битве за Москву. В ней воевало 11 авиаполков с укомплектованием этими самолётами, даже один женский полк. Вначале войны истребитель Як-1 был ведущим в своём классе в войсках. Меньше он использовался на северном фронте, возможно из-за ограничений по температуре на тогдашней технике.

На протяжении войны самолет очень активно использовался в боевых действиях. На нем воевали и успешно побеждали в воздушных боях многократно такие известные воздушные асы, как Покрышкин, Колдунов, Алелюхин, Ахмет-Хан Султан и многие другие. Кроме советских пилотов, на этих самолётах воевали асы французской эскадрильи «Нормандия-Неман», польские лётчики в конце войны. Ниже представлено фото Як-1 старшего лейтенанта Е.В. Петренко из 20-го истребительного авиаполка ВВС Северного флота на аэродроме Ваенга-1.

Самолет Як-1

Развитие тактики воздушных боёв, в которых участвовали самолёты Як-1

В начале войны часто использовался боевой приём: подход к противнику со стороны солнца. В те времена не было радаров на каждом самолёте, на закате, на рассвете это было очень эффективной тактикой, и машины красили блестящей краской. Уже в первых боях выяснилось, что имеющегося боезапаса снарядов мало для эффективного боя. Это привело к практике массовых атак противника. При этом нападали на противника по сигналам разведчика, но для этого необходимы радиостанции на каждом авиалайнере, и процент радиофицированных машин возрастал с каждым выпуском самолётов. Для усложнения контратак противника применялась тактика набора высоты с последующим пикированием и набором скорости.

Атаковать противника всегда выгодней с меньшей массой. Юркие Яки-1 старались нападать на немецкие группы самолётов как можно глубже за линией фронта, когда у машин противника полные баки топлива, и люки полные бомб. Фашисты летали тремя этажами, а то и четырьмя: на первом этаже – первая группа бомбардировщиков, на втором – истребители, на третьем — вторая группа бомбардировщиков, а ещё выше – опять истребители. Однако советские лётчики нападали снизу, маскируясь на фоне земли летом зелёной краской, а на фоне снега – белой.

Со временем Яки увеличили мощность двигателя и стали использовать облака для неожиданных атак на группы вражеских самолётов.

Ещё один приём – наши лётчики использовали восходящие потоки возле горных хребтов, что позволяло подняться на очень большую высоту и оттуда за счёт спуска достигать огромной скорости и атаковать, без потерь самолётов. Было много героев пилотов, которые шли на таран, рискуя жизнью и машиной, но и много лётчиков спасались на парашюте. Один из вариантов атаки – длинный подлёт на низкой высоте между холмами к вражескому аэродрому и затем атака на самолёты, стоящие на земле.

Читайте также:   Туполев Ту-70

Истребитель Як-1

Этапы усовершенствования

В процессе эксплуатации на фронте у модели были определены следующие недостатки:

  • Перегрев масла и воды при включении СУ на номинальной мощности из-за плохой работы системы охлаждения.
  • Утечка масла через плохую изоляцию в двигателе. Весь фюзеляж, а главное, переднее стекло часто забрызгивалось маслом.
  • Неравномерная выработка топлива слева и справа из баков.
  • Пневмосистема cамолета иногда давала утечки, из-за чего шасси плохо закрывалось или раскрывалось.
  • Случались заклинивания патронных лент у пулеметов.
  • За счет вибрации происходило самопроизвольное откручивание шурупов корпуса.

Истребитель Як-1

В результате боёв были произведены доработки конструкции и оснащения Як-1. Здесь нужно отметить следующее:

  1. Двигатель 1941 г. — М-105ПА такой же мощности.
  2. Вооружение —20-мм мотор-пушка LUBAK (боекомплект 130 снарядов), 2 7,62-мм синхронных пулемета ШКАС (боекомплект 1500 патронов).
  3. Часть машин оснащалась подвеской для 6 82-мм НАР. Як-1 с мотором М-105ПФ выпускался с 1942 г.
  4. Двигатель имел более низкую высотность, но большую мощность (1180 л. с.).
  5. Часть машин изготавливалась в облегченном варианте, без пулеметов и радиостанции.
  6. Як-1 с лучшими аэродинамическими характеристиками выпускался с декабря 1942 г.
  7. Вооружение — 1 пушка ШВАК (140 снарядов), 1 12,7-мм синхронный пулемет УБС (220 патронов).
  8. Увеличена бронезащита кабины пилота.
  9. Кабина — поставили каплевидный фонарь.

Технические характеристики Як-1

Чтобы вы могли понимать, что представляет собой эта модель самолета, ниже в таблице отмечены основные ее характеристики. Ознакомьтесь с ними.

Технические характеристики

Добавить комментарий