Бомбардировщик Як-28: история создания, ТТХ

Як-28 — реактивный бомбардировщик, разработанный в Советском Союзе в ОКБ Яковлева в 50 годы прошлого столетия. Самолет был создан на основе Як-26, а кроме того имел много модификаций и использовался для разных целей. Он был не только бомбардировщиком, но и учебно-тренировочной машиной, разведчиком, перехватчиком.

Бомбардировщик был создан в 1958 году. Находился в эксплуатации с 1960 по 1994 год в советских войсках, на экспорт не поставлялся. За все время было создано свыше 1150 боевых машин. Фото бомбардировщика представлено ниже.

Самолет Як-28

История создания

Конец 50— начало 60 годов прошлого столетия ознаменовались развитием реактивной авиации. Активно развивалось моторостроение, а военные постоянно выдвигали новые требования к разрабатываемым самолетам. После создания Я-26, когда еще не закончились его испытания, в ОКБ Яковлева поступило задание на разработку ядерного бомбардировщика.

По техническому заданию самолет должен быть 2-местный с двумя двигателями и следующими параметрами:

  • Двигатели типа Р-11-300;
  • Практический потолок — до 17 000 метров;
  • Взлетная масса до 13 тыс. кг;
  • Максимальная скорость — до 1 тыс. 300 м в час;
  • Бомбовая нагрузка — до 1 тыс. 200 кг;
  • Дальность полета на высоте 10 000 м — до 2 тыс. 400 км.

Вначале самолет был обозначен как изделие 129. Сам Яковлев вначале не считал, что такой самолет можно построить на базе Як-26, поскольку это была неудачная машина, которая так и не прошла госиспытания. Однако, разработчики, которые находились в его подчинении (в частности Е. Г. Адлер, заместитель Яковлева), считали возможным сделать ядерный бомбардировщик на основе Як-26 и видели, что переделок предстоит не так много. Они считали, что требования, выдвинутые к заказанному самолету вполне можно выполнить.

Решено было крылья самолета расположить выше, чтобы была возможность поставить новые двигатели большей мощности и габаритов. При этом конструкция крыльев изменялась, они должны были быть больше, и их нужно было жестче укрепить у основания. Это позволило сделать больше бомбоотсек, который должен был вмещать не только авиабомбы разных калибров, но также и торпеды.

Конструкция самолета, а именно мотогондолы были изменены, чтобы обеспечить работу двигателя на сверхзвуковых скоростях. Сиденье пилота было сделано катапультируемым, установленным на откидной платформе. Также было уделено внимание вопросам усовершенствования взлетно-посадочных свойств машины: был применен парашют торможения и установлена система автоматической посадки.

Е. Г. Адлер приступил к переделке на одном из Як-26, изготовленном в серийном производстве и закончил работы к концу первого квартала 1958 года. Это была абсолютно другая машина, на которой применен мощный мотор Р-11А-300, с тягой до 4850 кгс.

Яковлев Як-28

Заводские испытания самолета проводились с марта по октябрь, в это время машина получила название бомбардировщик Як-28. По некоторым характеристикам он был лучше, чем заявленный в техническом задании. Например, взлетная масса была выше и достигала 12 тыс. 885 кг, максимальная скорость, которую развивал самолет — 1 тыс. 500 метров в час. Однако не удалось достичь заданного предельного потолка. Отмечалось, что машина достаточно устойчива и хорошо управляема. Однако нужны были переделки его носовой части для улучшения его продольной устойчивости.

Читайте также:   Антонов Ан-10

На вторую опытную машину поставили двигатели того же типа, как и на первый самолет, но более мощные, до 5750 кгс. При испытаниях этой воздушной машины было отработано метание бомбами на сверхзвуковых скоростях. Также была сделана и 3-я опытная машина. Все они успешно прошли заводские испытания и были отправлены на государственные. После их завершения изделие решено было отправить в серию. Вначале не готов был радиолокационный прицел и его заменяли оптическим, поэтому количество машин в серии было небольшим. Также на самолет устанавливалась радиолокационная станция РПБ-3.

Технические характеристики Як-28

Модификация бомбардировщик

На базе основной модификации Як-28 была создана бомбардировочная машина Як-28Б. Это был двухместный сверхзвуковой самолет, выполняющий задания по перехвату. У него были лучшие характеристики, чем у самолетов с аналогичными функциями, стоящими тогда на вооружении в ПВО, например, чем у СУ-9. Эта машина могла метать ракеты на значительно большие расстояния. Испытания машины прошли успешно в 1962 году, и она была отправлена в серию. В 1961 году самолет был продемонстрирован общественности на параде в Тушино.

Начались испытания самолета в военных частях, и было обнаружено, что через время на различных элементах машины появляются трещины. Срочно были проведены дополнительные ресурсные испытания, которые показали, что такие трещины не оказывают влияния на прочность машины.

Также пришлось решать проблему попадания влажности в некоторые приборы и автопилотирования. Кроме того, очень низкой была скорость бомбометания на сверхзвуковых скоростях. Однако, было обнаружено, что это не связано с несовершенством оборудования, а обусловлено формой бомб и способами метания. В результате доработок все проблемы были устранены, и бомбардировщик стал соответствовать требованиям вооруженных сил. Яковлев Як-28 относительно несложно пилотировался, обладал хорошей маневренностью и передовым на то время вооружением. Он находился в эксплуатации ВВС по всей территории Советского Союза. Летчики осваивали машину и постепенно утрачивали недоверие к разработке.

Всего в вооруженные силы страны было отправлено 350 машин, и они использовались до 70-х годов в прошлом столетии, а затем появился бомбардировщик более современный, СУ-24, который и сейчас эксплуатируется в России. Однако Як-28 сыграл огромную роль в развитии российской авиации, история создания его редкостная. Трудно еще найти в истории самолетостроения такую ситуацию, когда на основе одного изделия создавались совершенно разные машины, с разными свойствами и назначением.

Конструкция авиамашины

Самолет Як-28 имеет классическую аэродинамическую схему со стреловидным крылом. Это высокоплан, произведенный из сплавов алюминия. Корпус летательного аппарата — полумонокок, имеющий в сечении круглую форму. В носовой части расположена кабина экипажа и отдел для стойки переднего шасси.

В центре самолете находится бомбоотсек, отдел для стойки заднего шасси и емкости для топлива. В хвосте сечение корпуса переходит в овал, здесь располагался отдел с парашютом торможения и некоторым оборудованием. За кабиной экипажа располагался обтекаемый элемент, в котором были коммуникации и управление рулями, переходящий в аэродинамический гребень. Стреловидное крыло самолета имеет три лонжерона и состоит из центроплана и 2 консолей, имеет элероны и закрылки. Шасси самолета велосипедного типа с 4 опорами: в передней и задней части двухколесные и по одноколесной на крыльях.

Читайте также:   Самолет Ту-334: характеристики, перспективы

Имеются специальные ниши в корпусе самолета для убирания основных стоек шасси, а на законцовках крыльев есть специальные обтекатели, куда прячутся дополнительные опоры. Последние имеют амортизаторы, сократить длину пробега помогает также парашют торможения. Под консолями крыльев располагаются двигатели типа ТРД Р11АФ2-300 в мотогондолах, оборудованные системой автоматического запуска и противообледенения. Топливо для полета находится в 6 емкостях, расположенных в фюзеляже самолета, а также под консолями могут располагаться дополнительные баки.

Самолет мог транспортировать бомбы от 100 кг до трех тонн, а также нести бомбы с ядерными боеголовками, для них самолет оснащался отсеком с терморегуляцией.

Як-28

Эксплуатация машины

В Советском Союзе наиболее интенсивно самолет эксплуатировался до середины 70-х годов прошлого столетия, а затем стал вытесняться более современными, хотя он еще использовался в России до 1992 года и до 1994 в Украине. Эта машина использовалась в основном в пределах страны и не поставлялась на экспорт. Было выпущено много самолетов разных модификаций, но Як-28 так и не был принят на вооружение в военные части Советского Союза.

Самолет применялся для разведок на рубежах стран социалистического содружества и в Афганистане. Он практически не использовался в военных сражениях, за исключением случая подавления восстания на большом противолодочном корабле «Сторожевой». По тревоге был поднят 668-й авиаполк, и перед несколькими экипажами кораблей поставили цель остановить или ликвидировать мятежный корабль. Однако были плохие погодные условия, и выполнить это получилось лишь одному бомбардировщику. Одна бомба попала на палубу корабля, и его пришлось остановить. Также описывают в СМИ, что один из бомбардировщиков стал ошибочно стрелять по сухогрузу, но по счастливой случайности никто не пострадал.

С Як-28 было связано еще одно происшествие, где советские летчики Б. Капустин и Ю. Янов совершили подвиг.

Они смогли неисправный самолет направить от жилых домов Западного Берлина и спасли его жителей, но сами погибли. Они были посмертно представлены к награждению орденами Красного Знамени. О подвиге героев сложили всем известную песню «Огромное небо».

В процессе использования самолета часто происходили отказы, самолет был довольно сложен, и для пилотов было запретов. Например, им запрещалось выполнять на нем фигуры высшего пилотажа. Не всегда была надежна работа автопилота, назначением которой была компенсация разнотяга моторов, к которому приводил режим форсажа. Корпус самолета при загрузке мог деформироваться, из-за чего нельзя было закрыть кабину пилотов. Поэтому они вначале садились в кабину, задвигали фонарь, а затем производилась загрузка самолета и его заправка топливом.

Фото

Модификации бомбардировщика

На основании базового бомбардировщика выпущено много модификаций и большая часть из них изготавливалась серийно:

  • Як-28П. Машина-перехватчик, изготовленная на основе основной модификации.
  • Як-28Л. Самолет, укомплектованный устройством наведения ДБС-2С «Лотос».
  • Як-28У. Учебная машина для тренировок пилотов.
  • Як-28Н. Модель с вооружением типа К-28 П, с автоуправлением.
  • Як-28Р. Модификация, выполняющая функции разведывания изготовлена на основе первоначальной модели.
  • Як-28РР. Модификация для разведывания радиации местности.
  • Як-28ПП. Модель с системой установки пассивных помех.
  • Як-28 И. Модель, имеющая схему автоуправления вооружением, выпущено 223 таких моделей.

Технические характеристики Як-28 ПП представлены ниже. Для удобства они отражены в виде таблицы.

Технические характеристики Як-28

Добавить комментарий

девятнадцать − два =