Бомбардировщик Як-26

Самолет Як-26 — малоизвестное и малосерийное создание конструктора Яковлева, однако он не упомянул его даже в собственных книгах. Есть краткие упоминания о нем в справочных изданиях, в «Авиационной энциклопедии «Уголок неба»», и в некоторых публикациях Якубовича Н.В. («Неизвестный Яковлев «Железный» авиаконструктор»), посвященных истории советского авиастроения.

В модели Як-26 конструктору не удалось воплотить заявленные в проекте технические идеи. Возможно, идеи оказались слишком новаторскими и несвоевременными, не подъемными для промышленности того времени и не совместимыми в совокупности. Испытания машины подтвердили это. В процессе испытаний бомбардировщик Як-26 подвергся значительным переработкам. В результате, измененные технические характеристики более соответствовали новой модели самолета, которая была создана вскоре. Работы по Як-26 были завершены.

Як-26

Як-25 — успешный прародитель

Удачным проектом КБ Яковлева был перехватчик Як-25. Самолет имел хорошие взлетно-посадочные характеристики, был удобным в пилотировании, имел два полноценных управления, просторную кабину, мог выполнять фигуры высшего пилотажа. По меткому выражению летчика-испытателя В.С. Кипелкина, это был «саморул и самосад». На него легко переучились после МиГ-ов. Он нравился экипажам и службам обслуживания, просто обслуживался с земли. Благодаря радиоприцелу модели РП-6 самолет работал в любую погоду, по целям на любой высоте. Мощные пушки Н-37Л были установлены продуманно. Огонь можно было вести залпом и отдельно из каждого орудия. Сбоев обеспечивающих систем при стрельбе не происходило.

Модель Як-25 оказалась настолько удачной, что ему не могли найти замену несколько лет.

Поступали самолеты из других КБ, но заменить его они не смогли. Ту-128 в некоторой степени соответствовал концепции Як-25, но он прошел испытания лишь в далеком 1974 г. И Як-25 добросовестно продолжали нести службу в ПВО до конца 60-х годов.

Читайте также:   Самолет Boeing C-17

Неудачное детище или трудности первопроходцев

Воодушевленный успехами Як-25, Яковлевым было решено создать на его базе сверхзвуковой барражирующий бомбардировщик. Конструкция Як-25 состояла из большого числа унифицированных деталей. Это позволяло создавать машины разного назначения с минимальными изменениями типа. Як-123 (позже Як-26) стал первенцем, созданным на его основе.

Со своим прототипом новый самолет сохранил только внешнее сходство. В остальном его технические характеристики отличались от Як-25. На него поставили мощные двигатели с форсажем модели РД-9АК, изменили форму носа фюзеляжа, тем самым увеличив скорость до сверхзвука. Новый самолет согласно проекту должен развивать скорость 1400 км/ч, подниматься на высоту выше 16000 м, преодолевать расстояние 2200 км, нести бомбы массой от 1,2 т (вес ядерного боезаряда) до 3 т максимум. Бомбардировщик Як-26 предназначался, прежде всего, для доставки к цели атомной бомбы. Остальное вооружение было обычным для ударной машины – авиационные бомбы разного калибра и ракеты (НУРС), размещенные под крылом.

Технические характеристики

Руководство ВВС было заинтересовано как можно скорее принять на вооружение сверхзвуковой самолет. Еще до начала летных экспериментов было подписано решение правительства о его мелкосерийном производстве (10 штук). Постановление вышло в начале 1956 г., к этому времени уже были изготовлены три экземпляра, а к декабрю была готова вся серия.

Весной 1956 г. начались заводские испытания. В июле 1956 года самолет представили НИИ ВВС на госиспытания. После 27 полетов испытания прервали из-за выявившихся конструкторских недоработок. Выводы комиссии делали продолжение испытаний невозможными. Выдержка из доклада комиссии: «неудовлетворительные характеристики устойчивости и управляемости на взлете и посадке по перегрузке и скорости, большие усилия трения в управлении самолетом, валежка и потеря эффективности элеронов на больших скоростях, недостаточный запас между скоростью набора высоты и скоростью ограничения по флаттеру». С такими дефектами полеты становились небезопасными. Началась доработка модели:

  • были установлены двигатели модели РД-9Ф;
  • установлен регулируемый стабилизатор, который стало возможным переставлять в полете;
  • переоборудована кабина штурмана, изменен переплет остекления;
  • установлены двухсигнальная система торможения и сигнализатор выхода за критические углы атаки;
  • модифицировано крыло, на нем установили аэродинамические гребни и удлинили;
  • на корме вместо пушки установлен тормозной парашют;
  • доработаны сиденья катапульты и люк штурмана;
  • элероны смещены ближе к фюзеляжу.

После доработок, длившихся до декабря 1957 г., заявленные параметры подтвердились: скорость — 1400 км/ч, потолок набора высоты – 16 800 м, дальность полета – 2400 км. Предстояли новые госиспытания.

Бомбардировщик Як-26

Нереализованный проект

Повторные испытания подтвердили, что все конструкторские недоработки устранены. Комиссия ЛИИ вынесла заключение, что бомбардировщик может «эксплуатироваться летчиками средней квалификации». Логичным было запустить доработанный самолет в производство, ведь ВВС по-прежнему не имели на вооружении сверхзвукового бомбардировщика. Но полеты на Як-26 постоянно сопровождались авариями. Фото самолета Як-26 вы можете видеть ниже.

Читайте также:   Антонов Ан-38

Самолет Як-26

Летные качества бомбардировщика к этому времени также перестали соответствовать заказанным. В результате самолет Як-26 не был взят на вооружение, а все работы по нему прекращены. Параллельно с испытаниями Як-26 в бюро Яковлева работали над проектом более совершенного бомбардировщика, с новыми мощными двигателями и увеличенной бомбовой нагрузкой. Руководство ВВС приняло решение не спешить со сроками, но получить качественную машину. Таким стал Як-28. К началу 1958 года Як-28 уже вышел на испытания и стал первым отечественным сверхзвуковым бомбардировщиком. Но это уже другая история.

Добавить комментарий

14 − десять =