Самые крупные авиакатастрофы в России
Несмотря на то что самолет считается самым безопасным видом транспорта, многие испытывают страх перед авиаперелетами. Всем известно, что ДТП на дорогах случаются ежедневно, а вот о крушении воздушных видов транспорта мы слышим не каждый день. Тогда откуда у людей появился страх перед полетами? Главной причиной является масштабность авиакатастроф. Такая трагедия способна унести десятки, а то и сотни людских жизней. И это не голые факты, а подтвержденные статистические сведения. Авиакатастрофы в России за последние 10 лет и несколько ранее имели самые разные причины, начиная от технических неполадок и заканчивая смертоносными ошибками пилотов.
Содержание
- 1992 год: крушение самолета Ту-134 в Иванове
- 1994 год: крушение самолета А310 под Междуреченском
- 1994 год: крушение самолета Ту-154 под Иркутском
- 1995 год: крушение самолета Ту-154 под Хабаровском
- 1996 год: крушение самолета Ту-154 на Шпицбергене
- 2001 год: крушение самолета Ту-154 под Иркутском
- 2001 год: крушение самолета Ту-154 над Черным морем
- 2006 год: крушение самолета А310 в Иркутске
- 2006 год: крушение самолета Ту-154 под Донецком
- 2008 год: крушение самолета Boeing-737 в Перми
- 2015 год: крушение самолета A321 над Синайским полуостровом
1992 год: крушение самолета Ту-134 в Иванове
Судно крупнейшего российского перевозчика «Аэрофлот» следовало из Минеральных Вод в город Иваново. Во время выполнения посадочного маневра, самолет рухнул на территорию поселка, расположившегося совсем рядом с аэродромом. Эта катастрофа унесла жизни 84 человек, среди которых оказались только пассажиры самолета. Несмотря на долгий срок эксплуатации, судно имело весьма неплохие технические характеристики и было полностью исправным. Благодаря расследованию удалось установить, что падение лайнера произошло из-за ошибочных расчетов командира экипажа. Просчет капитана перед выполнением посадочной операции и халатная работа диспетчеров аэропорта, не предоставивших пилотам полные сведения об увеличивающемся отклонении, привели к гибели нескольких десятков людей.
1994 год: крушение самолета А310 под Междуреченском
Как уже говорилось выше, самые крупные авиакатастрофы в России имели различные причины. Но следующий случай, пожалуй, можно назвать уникальным. Причиной этого несчастного случая стала губительная идея пилота усадить за штурвал своего маленького сына. Авиалайнер был поставлен на автопилот, но система дала сбой, чего не мог предвидеть никто. Ребенок случайно задал самолету неправильный курс, вследствие чего судном был получен крен. Исправить положение капитану экипажа уже не удалось – контроль над управлением был полностью потерян.
Авиакатастрофа унесла жизни всех пассажиров самолета, а именно 75 человек. Это случай привел к следующим последствиям:
- были скорректированы правила управления авиалайнером с помощью автопилота;
- были ужесточены правила, связанные с допуском посторонних лиц в кабину экипажа.
1994 год: крушение самолета Ту-154 под Иркутском
Крупнейшие авиакатастрофы России не так часто происходят из-за технических неисправностей. Но январская катастрофа 1994 года относится как раз к числу таких. Ту-154 следовал по маршруту Иркутск – Москва. Буквально через несколько минут после осуществления взлетной операции работа левого двигателя дала сбой. Так как судно еще не успело далеко отлететь от иркутского аэропорта, экипажем было принято решение вернуться на только что покинутый аэродром. Но неисправность двигателя не дала этого сделать. Самолет упал. На борту судна находилось 125 человек. Спастись не удалось никому. Было установлено, что неисправность двигателя была вызвана тем, что машина устарела. Комиссии удалось выяснить не только, что детали самолета обновлялись не так регулярно, как того требуют правила эксплуатации, но и тот факт, что этот же двигатель отказывал у машины ранее. После этой аварии по всей стране ужесточились требования проверки соответствия техники установленным нормам.
1995 год: крушение самолета Ту-154 под Хабаровском
Авария, случившаяся по причине крена самолета, унесла жизни 98 человек. Экипаж судна не сразу заметил опасность, так как готовился к проведению посадочного маневра в Хабаровском аэропорту. Но когда пилот осознал критичность положения, и предпринял попытку хоть как-то исправить ситуацию, было уже поздно – самолет столкнулся с горой Бо-Джауса. Эта катастрофа вызвала сильный общественный резонанс, а на месте трагедии был установлен памятник.
1996 год: крушение самолета Ту-154 на Шпицбергене
Трагедия 96 года произошла на территории Норвегии. В ней погибло 130 российских граждан. Лайнер, летевший в Лонгйир, при выполнении посадки врезался в гору Опера. На борту чартерного рейса находились только сотрудники компании «Артикуголь». Гибель такого большого количества человек была самой значительной за всю историю норвежских авиаперелетов. После гибели экипажа самолета Ту-154 управление «Артикугля» приняло решение о закрытии полярного поселка, где ранее проживали разбившиеся работники.
2001 год: крушение самолета Ту-154 под Иркутском
Планировалось, что судно, следовавшее из Екатеринбурга во Владивосток, произведет остановку в Иркутске. Однако самолет вошел в штопор и упал прямо на территорию аэродрома. Примерно через полгода удалось установить, что трагедия произошла по вине экипажа. Такой вывод позволила сделать расшифровка черных ящиков.
2001 год: крушение самолета Ту-154 над Черным морем
Эта авария нестандартна, так как случилась не по вине экипажа и не была вызвана техническими неисправностями. Изначально эксперты выдвигали версию о проведении теракта, так как прошло меньше месяца с момента трагедии нью-йоркских башен-близнецов. Но затем после проведения расследования удалось установить, что крушение самолета произошло из-за попадания в судно зенитной ракеты, выпущенной украинскими военнослужащими в Крыму. Дело в том, что именно в то время на Черном море проходили военные учения. В результате трагедии погибло 78 человек.
2006 год: крушение самолета А310 в Иркутске
Судно разбилось во время осуществления посадки. Машина не смогла вовремя затормозить и, двигаясь по полосе на большой скорости, врезалась в гаражные постройки. На борту судна находилось 188 человек, из которых выжить удалось только 63 пассажирам. Несчастный случай погубил 125 человек. Трагедия произошла из-за неисправности одного из двигателей. Самолет оказался выброшен за пределы посадочной полосы. Разумеется, по данному случаю было назначено расследование, показавшее, что экипаж не справился с планируемым маневром из-за несосредоточенности одного из пилотов.
Выпускники профильных вузов довольно часто проверяются всевозможными комиссиями. Это необходимо для того, чтобы проверить психологическую подготовку будущих пилотов к различным чрезвычайным ситуациям.
2006 год: крушение самолета Ту-154 под Донецком
Этот попал в грозовое облако. Командир экипажа слишком поздно смог осознать, что судно угодило в зону большой турбулентности, и ситуация стремительно выходит из-под контроля. Пилот послал запрос диспетчерам на изменение курса, но маневр на тот момент уже был бесполезен. Судно получило сильнейший крен и начало пикировать к земле. Попытки пилотов выправить штопор не увенчались успехом. Авария унесла жизни 170 человек. На месте трагедии воздвигнута церковь.
2008 год: крушение самолета Boeing-737 в Перми
Трагедия 14 сентября унесла жизни 88 пассажиров, летевших рейсом Москва – Пермь. Авария произошла, когда судно совершало посадочную операцию. Самолет упал совсем рядом с аэродромом. Здесь также не обошлось без расследования, в ходе проведения которого удалось выяснить, что трагедия случилась из-за полной потери экипажем ориентации в пространстве.
2015 год: крушение самолета A321 над Синайским полуостровом
От этой крупной трагедии до сих пор не оправились многие наши сограждане. Самолет направлялся из Египта в Санкт-Петербург. На борту самолета сработала взрывчатка, в результате чего произошла разгерметизация салона. Судно упало прямо в пустыне. Катастрофа принесла гибель 224 человек. За расследование данного происшествия взялась Федеральная служба безопасности. Придерживаются мнения, что взрывчатку террористам удалось пронести на борт из-за непрофессионализма со стороны охранных служб египетского аэропорта. Позже, ответственность за теракт взяла на себя террористическая организация ИГИЛ. Специалисты не исключают возможность того, что террористы действовали не одни, и у них были помощники. Эта трагедия стала самой масштабной за всю историю российских авиаперевозок. Расследованием происшествия до сих пор занимаются российские и египетские спецслужбы.