Самолет с обратным крылом
Один из самых загадочных самолетов С-37 был создан в 90-х годах прошлого века по проекту российского истребителя. Новинка вызвала немалый интерес, ведь самолет с обратной стреловидностью крыла в отечественной авиации был создан впервые. Проект вызвал настоящий ажиотаж и многочисленные дискуссии, многие считали разработку С-37 настоящим прорывом в российской военной авиации, рассчитывали, что у проекта будет большое будущее. Однако даже спустя более 10-ти лет, российская армия не пополнила свой арсенал военно-воздушным транспортом, который был создан по данному проекту. Этот факт подтвердил предположение, что самолет с обратным крылом был создан как экспериментальный вариант для разработки военной авиатехники. Однако некоторые моменты разработки проекта так и не были рассекречены, что и приводит к многочисленным спорам и дискуссиям.
Содержание
Секретность экспериментального проекта
Самолет с обратной стреловидностью крыла СУ-47, который первоначально был назван С-37, был поднят в небо по официальным данным осенью 1997 года. Однако информация о разработке проекта была опубликована журналистами еще в 1994-ом. Журналисты придумали свое название разработке — С-32, а предоставленная ими информация указывала на то, что новая разработка будет иметь стреловидное крыло самолета. В скором времени была подтверждена информация журналистов, но только частично, на очередном совещании ВВС. Представителями авиационной промышленности были представлены для рассмотрения модели новых воздушных средств, одной из которых был Су-27М, известный в то время военный истребителей. Вторая модель была выполнена в черном цвете. Она привлекла внимание необычным оперением и особой конструкцией крыла, а спустя несколько недель в зарубежной прессе появились фотоснимки и схемы, по которым можно было четко рассмотреть самолет с обратной геометрией крыла.
Отечественные разработчики воздушного транспорта уклончиво отвечали на все вопросы о проекте, старались держать этот вопрос в строгой секретности. Несмотря на это, уже имеется подтверждение того, что работы над созданием самолета с обратным крылом были начаты в начале 80-х годов прошлого столетия.
В чем преимущества композитного крыла?
При разработке нового проекта перед проектировщиками была поставлена основная цель – создать новый истребитель 5-го поколения, который будет оснащен более жесткой осью крыла. Добиться желаемого результата можно было только при создании композитного крыла, при перенаправлении его армирующих нитей. Среди основных преимуществ новой компоновки выделялись следующие:
- увеличение аэродинамики маневренности воздушного транспорта, особенно на средних скоростях;
- увеличение силы подъема, так как стреловидное крыло самолета обладало большей грузоподъемностью, примерно на 35%;
- увеличение дальности перелетов, в частности в дозвуковом режиме, благодаря уменьшенному сопротивлению;
- улучшение управляемости и эффективности работы крыльевого механизма;
- снижение скорости сваливания в несколько раз, что улучшило противоштопорные характеристики;
- появление возможности лучше оформить внутренние грузовые отсеки за счет общего увеличения объема авиалайнера.
После создания первого проекта стало очевидно, что подобная конструкция очень тяжелая, поэтому проект был полностью пересмотрен, а в конце 90-х годов был создан и запущен в небо С-37, который в скором времени стал называться Су-47.
Особенности новой авиаразработки
Конструкции Су-47 были присуще следующие характерные особенности:
- Спроектирован воздушный транспорт по особой схеме неустойчивого интегрального триплана.
- Самолет оснащен крылом обратной стреловидности, которое располагалось выше, чем в обычных моделях авиалайнеров.
- Хвостовое оперение занимало большую площадь, предусматривало цельноповоротное исполнение.
- Авиатранспорт может производить торможение, выходя на угол атаки свыше 100 градусов на малой скорости.
- При сборке конструкции использовались плоские детали для обшивки, что позволило точно состыковать между собой все необходимые элементы.
- Использование длинных панелей до 8-ми метров помогло снизить вес самолета, уменьшить радиолокацию и аэродинамику.
Авиалайнер был оснащен новейшим оборудованием отечественного производства:
- электродистанционной СУ;
- ЭДСУ;
- полностью автоматизированной системой управления полетами;
- современной спутниковой навигацией.
Кресло для пилота оснащено обновленной спинкой, которая способна наклоняться до угла в 30 градусов. В таком кресле пилот не так сильно ощущает резкие перегрузки. Планировалось также оборудовать самолет креслом для пилотов с катапультой.
В качестве основы фюзеляжа были использованы качественные сплавы из титана и высокопрочного алюминия. На передней части имеется своеобразные «оребрения», форма обтекателя, расположенного в носовой части, напоминает приплюснутый овал. Два дополнительных обтекателя были зафиксированы в хвостовой части самолета.
Опорные шасси имеют одно мощное колесо, они убираются в пазы, расположенные по обеим сторонам от воздухозаборников. Опорная передняя стойка, снабженная двумя колесами, которые убираются в нишу фюзеляжа при произведении поворотного движения вперед.
Новый истребитель должен был уметь вести прицельный обстрел как в ближнем воздушном бою, так и попадать ракетами в цель, которые расположены на большом расстоянии. Для этого в кабине был установлен автоматический механизм управления всеми системами, включая информационные и помеховые. При обнаружении любой угрозы вывод изображения моментально отображается на многочисленных датчиках, предупреждая пилота о возможной угрозе.
Проект нового истребителя помог отечественным авиаконструкторам получить много важной информации относительно самолетов с обратным крылом, и именно Су-47 стал основной платформой для создания более мощного и современного истребителя – Т-50.