Яковлев Як-12

Як-12 — легкомоторный самолет, разработанный в ОКБ Яковлева по поручению самого Сталина, использовался для разных целей. К созданию машины приступили сразу после завершения войны. К тому моменту, КБ, возглавляемое известным конструктором, уже было известно и имело большой опят в создании не только легких самолетов, но и истребителей с тяжелым вооружением, которые требовали решения куда более сложных задач.

Самолету Як-12 суждено было стать одним из самых массово используемых в послевоенные годы легкомоторных машин, его применяли в гражданской и военной авиации. Его выпуск продолжался почти 20 лет, за этот период было произведено почти 5 тыс. машин, разработано свыше 10 его модификаций. Самолёт выпускался не только в Советском Союзе, его изготовление по лицензии было налажено в Китае и Польше. Используют ЯК-12 и в наше время, незаменим он в летных школах для подготовки пилотов при наработке часов полета и прыжках с парашюта.

Исторические данные о создании Як-12

Самолёт Як-12 разрабатывали взамен устаревших У-2. После завершения войны, необходимо было восстанавливать страну, для этого нужно было развивать и малую авиацию. Здесь как нельзя кстати пришлись легкомоторные самолеты, которые нужно было поставить на местные авиалинии. Они должны были быть использованы в сельском хозяйстве, для перевозки раненых, доставки почты. Военным также была нужна новая надежная машина и, к тому же, дешевая в эксплуатации, с неплохими характеристиками. До разработки Як-12 в ОКБ Яковлева во время войны занялись легкомоторными моделями и разработали низкоплан Як-13 и высокоплан Як-14, их хотели снабдить моторами М-11ФМ, воздушного охлаждения.

Самолет Як-12

Оба самолета были разработаны на одного пилота и 2–3 пассажиров, кабина самолета была закрыта. По техническим характеристикам они оба были неплохие, причём Як-13 был лучше именно по ТТХ, а Як-14 был более простым в эксплуатации и управлении. Остановиться решили на Як-14, его переименовали в Як-10 и запустили в серию, но советская авиация не остановилась на этом, хотя было разработано его несколько модификаций: был и транспортный вариант, и с 2-м управлением, и санитарный.

Решено было на основе Як-10 разработать новый самолет, чтобы он отвечал современным нуждам. Так началась история Як-12, первый опытный образец разработали с апреля по октябрь 1947 года.

Какие же были различия с предшественником? Кабина летчика была застекленной, крылья меньше по площади и уменьшен их размах, изменились основные стойки шасси, добавили фары для того, чтобы можно было совершать посадки ночью. Почти неизменным осталась масса самолета. На опытном образце использовали мотор М-11ФР-1.

Читайте также:   Бомбардировщик Ту-85

Были проведены испытания, которые показали отличную управляемость самолета, его устойчивость. Оказалось, что даже без управления он может продолжать лететь. По сравнению со своим предшественником Як-12 показывал лучшие ЛТХ. Например, для пробега самолета достаточно было 49 метров, а для его разбега —75. Учитывая, что самолет разрабатывался для работы в районах, где нет хороших впп, эти показатели имели первостепенное значение.

фото Як-12

Машина была отправлена на Госиспытания, которые закончились зимой 1948 года. По их результатам были сделаны кое-какие доработки машины и передача ее в серийное изготовление, которое началось в мае. В ноябре 1948 года проводились военные испытания Як-12, которые получили хорошие отзывы от военных. Но, были также и замечания:

  • небольшая дальность полета;
  • невысокая скорость;
  • слабый двигатель;
  • нет противообледенительной системы;
  • обшивка крыла из полотна ухудшает условия эксплуатации самолета, особенно под открытым небом.

В мае 1948 года успешно прошел испытания 9-цилиндровый двигатель М-14 на 250 л. с. на Запорожском заводе и запущен для серийного изготовления. Его решили установить на Як-12, что значительно улучшило ЛТХ самолета. После успешного прохождения испытаний машины с этим мотором, машину отправили в серийное производство.

В 1956 года ЯК-12 стали выпускать в Польше, за три года поляки выпустили более тысячи машин, разработанных в СССР модификаций А и М. Кроме того, они создали и свою модификацию, PZL-101, которую направили для выполнения сельскохозяйственных нужд. Эта польская модификация самолета сильно отличается от предыдущих. Фото Як-12 представлено на рисунке ниже.

Фото Як-12

Описание конструктивных особенностей ЯК-12

По конструкции у Як-12 высоко расположены крылья, крепящиеся с помощью подкосов к фюзеляжу, с одним установленным мотором, шасси не убирается в воздухе, оперение хвостовой части — подкосно-расчалочное. При изготовлении самолета используются различные материалы. Для корпуса машины используют каркас, изготовленный при помощи трубок из стали, скрепленных сварными швами. Передняя часть имела обшивку из дюралюминия, а хвостовая часть — полотняную. Шасси — трехопорное, колесо в хвосте крепится на амортизационной стойке.

Мотор самолета крепится на мотораме, сверху прикрывается капотом, который имеет жалюзи, регулировка которых позволяет охлаждать двигатель. Первоначально использовали двигатель М-11ФР, затем в других вариациях его заменили на более мощный — М-14. Ниже вы можете видеть чертеж Як-12.

Читайте также:   Антонов Ан-74

Чертеж Як-12

Характеристики ТТХ Як-12

Для наглядной демонстрации достоинств самолета, ниже приведены его технические характеристики. Ознакомьтесь с ними.

Технические характеристики

Модификации самолета

Во время серийного производства самолет неоднократно изменяли, стараясь сделать его пригодным для тех или иных нужд страны. Основные модификации машины, которые были изготовлены:

  • Як-12. Первая базовая модель, точная копия опытного образца. Такая модель использовалась, в основном, военными, их было выпущено 300 штук.
  • Як-12С. Санитарный самолет, который мог перевозить больного на носилках и сопровождающего врача. Также на борту обязательно предусматривалась аптечка и медицинский стол. Основное отличие состояло в переоборудовании выхлопной системы с тем, чтобы никакие газы не попали в медотсек. Эта модель появилась и прошла испытания весной 1949 года.
  • Як-12СХ. Сельскохозяйственная модель самолета. Под корпусом располагался бак с ядохимикатами, также эту модель можно было применять для засеивания полей. Як-12Р. Эта модель самолета предназначалась для организации связи между ВВС и гражданским флотом. Она претерпела большие изменения в конструкции, а главное, на ней был установлен новый двигатель – М14. Машина получила гораздо лучшие летно-технические характеристики, чем базовая модель. Однако, эта модель вначале не получила развитие, поскольку И. В. Сталин запретил ее выпуск по личным соображениям. И только после его смерти начали выпускать этот самолет, произведено было около 2 тыс.
  • Як-12М. Одна из наиболее массово используемых моделей, созданная в 1953 году. Использовался как пассажирский, с/х, санитарный и связной самолет. Разработан на базе Як-12Р.
  • Як-12ММ. Использовался в основном, как санитарный, со специальным оборудованием для выгрузки и погрузки лежачих раненных. Разработан на базе Як-12М.
  • Як-12А. Эта вариация самолета с улучшенными аэродинамическими характеристиками и более высокой скоростью. Характерной особенностью этой модели была хорошо обустроенная кабина пассажиров с мягкой мебелью и красивой обивкой. Модель заказывалась ГВФ и использовалась как воздушное такси.
  • Як-12МС. Спасательная модель самолета, изготовленная на основе Як-12М, оснащена была радиооборудованием, позволяющим найти тонущих людей и корабли. Кроме того, модель была оснащена спасательным парашютом.
  •  Як-12УТ. Учебно-тренировочный самолет предназначался для тренировки будущих пилотов, он имел 2 комплекта управления машиной. Однако, в серию эта модель не поступила.

Добавить комментарий