Истребитель Як-25

Такая огромная страна, как Советский Союз, с большой длиной границ, давно ощущала потребность в тяжёлом истребителе перехватчике, однако, создать его до окончания 40-х годов было невозможно. От самолёта требовалось умение летать на большие расстояния, иметь возможность надолго зависать над объектом, который охраняется, этот самолёт должен был быть независимый с радиолокационной станцией на борту.

И вот 1951 году в ОКБ Яковлева решили начать работы над разработкой такой воздушной машины, которая могла бы удовлетворить всем этим требованиям, и неудивительно, что среди правительства нашлась поддержка. Як-25 должен был быть двухместный, двигательный истребитель, который способен надолго зависать над охраняемым районом, так называемый барражирующий истребитель.

История создания

В августе 1951 года на совещании у Сталина рассмотрели вопросы по разработке стразу 2-х истребителей. Одно задание выдали Микояну и поручили спроектировать 2-х моторный истребитель для сопровождения, а Яковлеву поручили изготовить 2-местный 2-моторный истребитель-перехватчик. Обе машины должны были иметь двигатели типа АМ-5 с тягой до 2000 кгс.

Вышло правительственное постановление, в котором поручалось ОКБ Яковлева разработать истребитель для перехвата Як-120 и на его базе уже создать разведчик для фронта Як-125. Первый самолет по срокам нужно было представить на испытания в августе следующего года, а второй — в октябре 1952 года. Осенью 1951 года по обоим изделиям закончили работы по проектированию, а к декабрю изготовили макеты самолетов. Теперь осталось изготовить их по чертежам, ведущим по заказу был назначен М. И. Леонов.

Фото Як-25

Изделие Як-120 было непохоже, и существенно отличалась от самолётов-перехватчиков других конструкторских бюро. Первая задача, которую решали конструкторы — это увеличить дальность полета, поэтому моторы были размещены под консолями крыльев, что дало возможность сделать больше места для топлива. Шасси сделали с задней и передней главными опорами, а также на законцовках крыльев были дополнительные опоры. Это была так называемая велосипедная схема. Между главными опорами была возможность размещения добавочного топливного бака.

Радиостанцию «Сокол» поместили в переднем отделении корпуса под головным обтекателем. Сиденья летчиков в герметизированной кабине стояли один за другим под совместной крышей фонаря, которая могла убираться назад. Крылья машины были стреловидной формы. В состав авиавооружения входили 2 пушки калибром 37-мм, с запасом по 50 ядер на каждую, которые располагались в нижней части корпуса. Также была возможность подвесить под крылом 2 крупных авиаснаряда реактивного типа АРС-212.

Специфическим отличием у изделия Як-120 было присутствие противообледенительной системы, которая защищала впереди крылья, оперение и воздухозаборники.

Оборудование по радиолокации и навигации давало возможность выполнять перехват практически во всяких метеоусловиях на различных высотах. Не глядя на то, что оснастка самолета получилась довольно-таки громоздкой, сам самолет вышел легковесный как для 2-х моторной машины. Этому было объяснение:

  • использование велосипедной схемы шасси;
  • использование новой силовой схемы крыла;
  • четкая выдержка лимитов по весу.

Конструктивно схема самолета была отлично продумана, и это позволило на ее основе разработать несколько вариаций машины.

В июне 1952 г. был выполнен первый полет машины, однако вместо самой радиолокационной станции поставили идентичный по весу элемент, поскольку сама она еще не была готова. Кроме того, первый самолет был оснащен и другим радиовысотомером. Заводские испытания проходили под предводительством пилота В. М.Волкова, которые удачно завершились в ноябре. Взлетная масса самолета была тогда 8530 кг. Поскольку на изделие были установлены малогабаритные моторы и отлично разработана аэродинамическая схема, то удалось добиться отличных технических характеристик. Вы их можете видеть ниже в таблице.

Читайте также:   Самолет ATR 72: фото, лучшие места

Технические характеристики

Самолет имел полетную массу 7650 кг, высоту 10 тыс. метров он набирал за 4,3 минуты, на такой высоте его скорость была более тысячи км в час. Его показатели немного были ниже по дальности полетов и по продолжительности, по остальным показателям он показывал лучшие результаты. Все это позволяло машине вести свою работу на большом отдалении от аэродромов.

Изделие хорошо пилотировалось и давало возможность пилотам совершать фигуры сложного пилотажа. И лишь все еще отсутствовавшая радиолокационная станция задерживала госиспытания самолета. Поэтому вместо заявленной станции решили в конце 1952 года решили его снастить РП-1 «Изумруд».

Государственные испытания проходили больше года, и по их окончании решено было запустить самолет в серийное производство, теперь он получил название истребитель Як-25, хотя вначале изделие ждали многочисленные доработки.

Як-25

Использование Як-25

В конце 1954 года истребитель начинает поступать на баланс вооруженных сил, а в 1955 году он был продемонстрирован людям на параде в Тушино. Иностранцы заметили, что самолет немного похож на Vautour, французскую воздушную машину. В следующем году самолет использовался в Москве на параде 1 Мая, а затем снова в Тушино в августе.

Летчики, которые переучивались на Як-25 раньше учились на Миг-15 и Миг -17, но тем не менее, хотя они и сильно отличались от этого самолёта, учеба лётчиков проходила легко. Помогало то, что на самолёте было 2 полноценных управления, а также то, что ещё в военных частях проходила подготовка летчиков операторов.

Самолет Як-25 нравился пилотом, поскольку он был легким в пилотировании и у него были неплохие взлетно-посадочные характеристики. Удобная была кабина пилота, которая позволяла комфортно летчику разместиться в ней, управление самолетом дублировалась в обеих кабинах, что очень облегчало работу при длительном полете. Техники, которые обслуживали самолёт, отмечали, что его было легко обслуживать, поскольку доступны были все необходимые узлы машины, и не нужно было изощряться и применять чудеса акробатики.

Однако у самолёта было большой минус, это то, что двигатели очень были близко расположены к земле, и при посадке в мотор попадали мелкие камешки и другой мусор со взлетно-посадочной полосы.

Это способствовало частым отказам двигателей, причём тогда, когда самолёт только начинал взлет, и только начинал набирать высоту. При этом происходил отказ одного двигателя, хотя самолет мог садиться на одном двигателе, но поломка была очень частой и практически каждый экипаж с этим сталкивался.

В военных частях все время использовались Як-25 с добавочными баками для топлива, также самолеты производили полеты параллельно с истребителями НАТО вдоль госграницы, охраняя рубежи страны, но ни одного какого-либо серьезного боя с применением самолета Як-25 не было.

Если в середине пятидесятых годов это был ещё современный самолёт, то уже в 60-х годах он считался устаревшим, поскольку появились на вооружении как в СССР, так и на Западе новые самолёты. Но в 60-ых годах ему еще не было другой замены, поэтому он оставался в строю, а вот начиная 63 года, его стали уже выводить из вооружения и отправлять на хранение в базы. Всего с 53 по 57 год было построено 480 Як-25. На вооружение в Страны Содружества этот самолёт не поставлялся, а использовался исключительно своей стране.

Описание конструкции Як-25

Истребитель Як-25 — полумонокок с диаметром фюзеляжа 1,45 м и длиной 14, 6 м, который имеет круглое сечение, а в хвосте переходит в овальное. В носовой части самолета находится радиолокационное оборудование РП-6, в середине расположена герметичная кабина летчиков, сверху которой расположен обтекающий элемент, внутри которого проходят коммуникации разных систем.

Читайте также:   Самолет Ан-3: технические характеристики

Машина имеет крыло в форме трапеции со стреловидным удлинением. Силовая система состоит из 2-х лонжеронов, 36 нервюр, силой балки и обшивки. Крыло имеет элероны и щитки-закрылки, углы отклонения первых вверх и вниз — 25 град, вторых, на взлете — 25 град, на посадке —50.

Истребитель Як-25 имеет стреловидное однокилевое оперение. Киль — двухлонжеронный, на законцовке которого помещены антенны и радиостанции. Шасси самолета было велосипедного типа, переднее колесо управлялось, как и опоры под крыльями оно не было тормозным. Задняя опора оснащалась 2-х камерными тормозами.

Силовая установка состоит из 2-х турбореактивных моторов типа РД-5А с тягой по 2600 кгс. Моторы размещены под крыльями в гондолах, а топливо в 4-х баках, а также в добавочном подвесном. В состав авиавооружение входили 2 пушки калибром 37-мм пушек, с запасом по 50 ядер на каждую. Огонь можно было вести залпом. Перед кабиной пилота установлена бронеплита из стали, впереди — бронестекло фонаря, дополнительно имелись бронеспинки у кресел, по бокам дюралюминиевые плиты.

Самолет Як-25

Модификации самолета

Удачно разработанная конструкция машины позволяла изготовить многие ее модели. А именно:

  • Як-25 — основной самолет, выпущено 77 штук.
  • Як-25М — вариант самолета с РЛС «Сокол». Изготовление данных модернизированных истребителей производилось с конструктивными улучшениями двигателей. Изготовлено 406 таких моделей. Иногда они назывались Як-25МГ, из-за того, что на них установлена система наведения «Горизонт».
  • Як-25K — перехватчик с новейшим вооружением на борту. Радиолокационная станция была заменена на «Изумруд-2», разместили подвески ракет по 2 с каждой стороны, пушки убрали, вместо них поместили другое оборудование. Модель производилась в небольшом количестве, при испытаниях получил положительную оценку, но на баланс вооруженных сил не ставился.
  • Як-25МШ — изготовлен на основе Як-25М, лишен был его военной оснастки и основного оборудования, зато установлена другая аппаратура. Так был изготовлен беспилотный аппарат, управление которым производилось с помощью летящей рядом машины. В серию не поступал.
  • Як-25Л — модель самолета, которая использовалась в качестве летающей лаборатории для отработки катапультирования кресла летчика, и испытания новых моторов, которые применялись в последующих сериях самолетов. Всего было построено 2 такие лаборатории.
  • Як-25Р — модель самолета, разработанная как изделие Як-120 и отданная на баланс вооруженных сил. Самолет имел много фотооборудования, из-за чего была удлинена его носовая часть. Из вооружения была установлена одна пушка HP-23 с 80 снарядами на борту. Всего было изготовлено 10 таких моделей.
  • Як-25Б — ядерный бомбардировщик, изготовлен лишь опытный образец, испытания проходили в 1955 году. Бомбоотсек находился в средней части корпуса самолета, изменения произошли в конструкции шасси, кабина пилота была размещена в передней части машины. Самолет оснащался прицелом РММ-2 «Рубидий».
  • Як-25РМ — морской разведчик, его проектирование и изготовление велось в 1954-55 гг. Назначение этой модели самолета: обнаружение кораблей противника. Установлено много фотооборудования, радиолокационная станция, снята пушка Н-37Л с левой стороны. В серию самолет не поступал из-за того, что устарел и появились лучшие машины такого типа.
  • Як-25РВ — самолет-разведчик на дальние расстояния с мотором Р-11Ф-300, его тяга превосходила в 2 раза двигатели, ранее установленные в таких самолетах. Машина предназначалась для полетов на огромной высоте, поэтому у него был большой размах крыла. Фото Як-25РВ вы можете видеть на рисунке ниже.

Истребитель Як-25

Добавить комментарий

четыре × пять =