Истребитель Як-15
К концу Второй мировой войны стало ясно, что СССР отстал от Германии, Великобритании, США в области реактивного самолётостроения. Все перечисленные страны имели реактивные самолёты и выпускали их серийно. Правительство решило наверстать упущенное и подключило к решению этой проблемы лучшие КБ страны. ЯК-15 стал первым реактивным самолётом, принятым на баланс страны. Фото Як-15 вы можете видеть ниже.
История создания и эксплуатация самолёта
Советскому Союзу досталась трофейная техника и документация, но сами летательные аппараты не стали копировать, решили использовать двигатели Jumo-004 (РД-10) и запустили их в серийное изготовление. В апреле 1945 года ОКБ Яковлева поручили разработать реактивный самолёт с мотором РД-10 и тягой 900 кгс. Его решили делать на основе Як-3, поскольку он хорошо себя зарекомендовал, и на место поршневого двигателя можно было установить реактивный, в целом не меняя конструкцию.
Благодаря этому, доработок было немного, и создание летательной машины заняло мало времени, первый экземпляр уже был готов в октябре 1945 года и назывался Як-ЮМО. Последовали первые пробные испытания, в результате которых машину пришлось дорабатывать. А уже в апреле 1946 года последовали настоящие заводские испытания. В это время самолёт уже назывался Як-15. В этот же день проходили испытания и Миг-9.
Испытания были успешно завершены в июне, а в августе этого же года Як-15 и Миг-9 приняли участие в авиашоу в Тушино.
После этого поступило распоряжение И. В. Сталина о производстве 15 штук самолётов Як-15 и Миг-9 уже до парада в ноябре месяце. Что касается истребителя Як-15, то его комплектация упрощалась. На параде он должен предстать без вооружения и с топливным баком большего объема, а также радиооборудование необязательно должно быть в полной комплектации.
Производили самолёты на заводе в Тбилиси, но испытывать на грузинском аэродроме не могли, поскольку его ВВП была неудовлетворительной. Поэтому после производства летательные аппараты по железной дороге разобранными поставляли в город Жуковский. Там они проходили испытания. План выполнили, самолёты были приняты в ВВС, 50 Краснознамённый полк готовился к параду. Однако в этот праздничный день им так и не посчастливилось подняться в воздух, над Москвой завис сильный туман.
Не успели завершиться Госиспытания Як-15, как правительство выпустило постановление об изготовлении еще 50 машин такого типа, причем половина из них должны быть 2-местными. В 1947 году была выпущена эта партия машин, но 2-местные не изготовили, вместо них произвели те же Яки для парадов. А другая часть самолётов в качестве вооружения имела всего одну пушку.
На аэродроме Сейма в 1947 году начал работать учебный цент по переучиванию летчиков на управление самолётами с реактивным двигателем. Некоторые из этих летчиков были задействованы в параде на 1 Мая, когда произошла массовая демонстрация Як-15. Целью было показать, как быстро Советский Союз после войны наладил производство самолётов с реактивными двигателями.
Однако, подготовка к параду выявила много недостатков, она показала насколько это еще «сырой» вариант. Было выявлено:
- 71 дефект конструкции;
- 12 дефектов двигателя.
Однако это не помешало продемонстрировать на параде в Тушино «высший пилотаж» на Як-15, а в следующем году произошла демонстрация группового пилотажа на 5 самолётах, которую возглавлял генерал Е. Я. Савицкий. Также групповой пилотаж был продемонстрирован и в 1949 году, его возглавил полковник П. Чупиков. Всего было изготовлено 280 машин Як-15, а затем поступили на вооружение Як-17.
Самолёты Як-15 продолжали эксплуатироваться, использовались в вооруженных частях для ознакомления пилотов с реактивными самолётами до 1950 года, а затем были сняты с вооружения. История сохранила один экземпляр Як-15 в музее ОАО «ОКБ им А. С. Яковлева».
Технические характеристики
Чтобы лучше понять возможности самолёта того времени ниже мы привели его технические характеристики. Надеемся, эта информация будет для вас интересной.