Истребитель Як-15

К концу Второй мировой войны стало ясно, что СССР отстал от Германии, Великобритании, США в области реактивного самолётостроения. Все перечисленные страны имели реактивные самолёты и выпускали их серийно. Правительство решило наверстать упущенное и подключило к решению этой проблемы лучшие КБ страны. ЯК-15 стал первым реактивным самолётом, принятым на баланс страны. Фото Як-15 вы можете видеть ниже.

История создания и эксплуатация самолёта

Советскому Союзу досталась трофейная техника и документация, но сами летательные аппараты не стали копировать, решили использовать двигатели Jumo-004 (РД-10) и запустили их в серийное изготовление. В апреле 1945 года ОКБ Яковлева поручили разработать реактивный самолёт с мотором РД-10 и тягой 900 кгс. Его решили делать на основе Як-3, поскольку он хорошо себя зарекомендовал, и на место поршневого двигателя можно было установить реактивный, в целом не меняя конструкцию.

Истребитель Як-15

Благодаря этому, доработок было немного, и создание летательной машины заняло мало времени, первый экземпляр уже был готов в октябре 1945 года и назывался Як-ЮМО. Последовали первые пробные испытания, в результате которых машину пришлось дорабатывать. А уже в апреле 1946 года последовали настоящие заводские испытания. В это время самолёт уже назывался Як-15. В этот же день проходили испытания и Миг-9.

Испытания были успешно завершены в июне, а в августе этого же года Як-15 и Миг-9 приняли участие в авиашоу в Тушино.

После этого поступило распоряжение И. В. Сталина о производстве 15 штук самолётов Як-15 и Миг-9 уже до парада в ноябре месяце. Что касается истребителя Як-15, то его комплектация упрощалась. На параде он должен предстать без вооружения и с топливным баком большего объема, а также радиооборудование необязательно должно быть в полной комплектации.

Читайте также:   Бомбардировщик Т-4 "сотка"

Производили самолёты на заводе в Тбилиси, но испытывать на грузинском аэродроме не могли, поскольку его ВВП была неудовлетворительной. Поэтому после производства летательные аппараты по железной дороге разобранными поставляли в город Жуковский. Там они проходили испытания. План выполнили, самолёты были приняты в ВВС, 50 Краснознамённый полк готовился к параду. Однако в этот праздничный день им так и не посчастливилось подняться в воздух, над Москвой завис сильный туман.

Не успели завершиться Госиспытания Як-15, как правительство выпустило постановление об изготовлении еще 50 машин такого типа, причем половина из них должны быть 2-местными. В 1947 году была выпущена эта партия машин, но 2-местные не изготовили, вместо них произвели те же Яки для парадов. А другая часть самолётов в качестве вооружения имела всего одну пушку.

На аэродроме Сейма в 1947 году начал работать учебный цент по переучиванию летчиков на управление самолётами с реактивным двигателем. Некоторые из этих летчиков были задействованы в параде на 1 Мая, когда произошла массовая демонстрация Як-15. Целью было показать, как быстро Советский Союз после войны наладил производство самолётов с реактивными двигателями.

Самолёт Як-15

Однако, подготовка к параду выявила много недостатков, она показала насколько это еще «сырой» вариант. Было выявлено:

  • 71 дефект конструкции;
  • 12 дефектов двигателя.

Однако это не помешало продемонстрировать на параде в Тушино «высший пилотаж» на Як-15, а в следующем году произошла демонстрация группового пилотажа на 5 самолётах, которую возглавлял генерал Е. Я. Савицкий. Также групповой пилотаж был продемонстрирован и в 1949 году, его возглавил полковник П. Чупиков. Всего было изготовлено 280 машин Як-15, а затем поступили на вооружение Як-17.

 Самолёты Як-15 продолжали эксплуатироваться, использовались в вооруженных частях для ознакомления пилотов с реактивными самолётами до 1950 года, а затем были сняты с вооружения. История сохранила один экземпляр Як-15 в музее ОАО «ОКБ им А. С. Яковлева».

Технические характеристики

Чтобы лучше понять возможности самолёта того времени ниже мы привели его технические характеристики. Надеемся, эта информация будет для вас интересной.

Читайте также:   Туполев Ту-110

Характеристики

Добавить комментарий

18 − 10 =