Бомбардировщик Як-2: фото, характеристики

С началом 30 годов XX века в мире стали прорабатывать концепцию некого универсального самолета, который бы выполнял множество функций. Советский Союз не стал исключением, и вот в 1939 самолёт вышел на испытания после заводской сборки. Он был одновременно и разведчиком, и бомбардировщиком, поэтому выпускали сразу множество вариантов.

Проектирование самолёта

Инженеры, которые были спецами по легкомоторным самолётам, в связи с приближением возможной войны, получили задание на разработку двухмоторного военного самолёта, который должен иметь наибольшую скорость полёта, возможную по тем временам. А это значило, что требуется мощный авиадвигатель, большая грузоподъёмность крыла, лёгкий ремонт в полевых условиях.

Самолет Як-2
Як-2

Эти противоречивые требования заставили инженеров применить цельнодеревянное крыло и корпус из металлических труб, обшитый спереди алюминием, а сзади – тканью. Крыло сделали неразъёмным для увеличения прочности и уменьшения веса. Радиаторы двигателей водяные, разместили за гондолами, сзади, ради снижения лобового сечения. Штурман располагался за пилотом, в своей кабине, опять же для снижения сечения самолёта. Из-за этого стрелять из пулемёта можно было только частично, открыв фонарь. Зато расчёты показали, что максимальная скорость достигнет 600 км/час, для массового самолёта было отлично.

Самолёт военный должен иметь вооружение, но тут опять противоречие в требованиях к нему. Оружие тяжёлое, а лишний вес снижает скорость, поэтому старались минимизировать вооружение. А ещё нужна универсальность, для этого устанавливают фотоаппарат для аэросъёмки при разведке. Для разведки нужны осветительные заряды. Чтобы стрелять во все стороны, планировали второго человека в экипаже — стрелка, и ему кабину по центру фюзеляжа за пилотом, но потом отказались от этой идеи.

Варианты изготовления

К концу 1938 г. начало прорисовываться окончательное решение по различным вариантам: как истребитель, как разведчик, как бомбардировщик.

У всех них получалось разное вооружение. Для истребителя больше всего подходила пушка. Их получилось две, слева и справа от днища фюзеляжа. Но этого оказалось мало, наконец, остановились на варианте с тремя пулемётами, но сократили стрелка вместе с кабиной.

Читайте также:   Самолет Ан-178: ТТХ, фото

Появление Як-2

Наконец, самолёт получил название самолёт Як-2. Но на этом мытарства разработки не заканчиваются. Появился ещё вариант – ближний разведчик. Он мог нести 8 авиабомб и два пулемета, один из них мог обстреливать цели не только по ходу полёта, но и вращаться по оси. За пилотом находилась радиостанция, а плод ней – фотоотсек с камерой (вторая кабина с иллюминатором на полу).

А вот дальний бомбардировщик Як-2 не имел ни камеры, ни радио, но у него был гораздо больше запас горючего. Запас бомб тоже больше. Добавленные фугасы по 100 кг каждая подвешивались вертикально. Но у каждого варианта самолёта имелось по 4 бака в крыльях.

Бомбардировщик Як-2
Самолет «22»

Первые полёты

В начале 1939 года впервые Як-2 попал на аэродром. Оружие, радиостанция и фотооборудование ещё не поступали с заводов. Сразу же испытатели смогли достичь скорости 500 км/час. Но недостатков тоже хватало. Была выявлена низкая приёмистость. Набор высоты получался в 4 раза медленнее. Перегревалось масло и кипела вода в радиаторах. Приходилось сбрасывать обороты для остывания двигателя. Причём неоднократно. При посадке «горели тормозные диски». Смена колёсных покрышек была нужна всего через пять циклов взлёт-посадка.

В результате после обсуждения пришли к выводу выпускать только дальний бомбардировщик-разведчик. В связи с этим решением заново спроектировали кабину пилота. Она вышла выше и «спина» фюзеляжа стала ровнее, без горба. Из-за этого изменили конструкцию верхнего пулемёта, который мог и должен был стрелять по сторонам. В итоге собрали специальную комиссию в начале 1940 года, чтобы решить вопросы по самолёту.

Кабина Як-2

Для дальнего бомбардировщика требовалось дополнительное бомбооснащение. С этой целью разместили под фюзеляжем и под крыльями специальные замки-крепления для бомб.

Управлял бомбами штурман, для чего опять добавили ещё одного члена экипажа. В его кабине находились все органы управления. У него имелся оптический прицел, элктромеханические и механические сбрасыватели. Имелось множество вариантов комплектации бомбами.

Фото Як-2
Як-2 с радиаторами ВМС-9

Конструкция Як-2

Чтобы верхний пулемёт имел сзади больший сектор обстрела, хвост у самолёта сделали с двумя килями. Всё это оперение сделали из дерева. Рули поворота и высоты сделаны из дюралюминия, обшивка из полотна. Шасси убиралось после взлёта гидравлической системой, в которой качал воду электронасос. При посадке колёса тормозились пневмосистемой.

В четырёх баках топливо размещалось в крыльях, ещё два бака находились в хвосте фюзеляжа. Каждый двигатель имел свою маслосистему, охлаждение масла в маслорадиаторе расположили под двигателями.

Топливо помещалось в шести баках, два из них располагались в фюзеляже за кабиной пилотов, а четыре − между лонжеронами крыла. На каждый двигатель была выделена своя масляная система. Ее соорудили в мотогондоле. В нижней части гондолы находился маслорадиатор, который был ответственен за охлаждение. Водяной радиатор разместили в хвосте гондолы. Холодный воздух поступал на радиаторы через боковые щели в гондолах, а выходил через хвостовые отверстия и створки с управлением.

Читайте также:   Бомбардировщик Ту-2

Испытания Як-2

Наконец, на полевые испытания привезли первый серийный Як-2 в начале 1940 года. Однако заводская сборка оставляла желать лучшего. Не хватало опытных кадров и хороших организаторов производства. Самолёт сильно отставал от расчётных показателей. Максимальная скорость реально упала до 515 км/ч. Самолёт оказался «сыроват», а местами был виден брак сборки и крепежа.

Из-за этого самолет не смог пройти государственные испытания, а когда их прошёл конкурент Пе-2 про Як забыли совсем. А ведь задумывался самолёт с отличными характеристиками и должен быть одним из лидеров, более мощным, более быстрым и применимым в любой фронтовой ситуации. Ниже представлено фото Як-2, первого серийного самолета.

вооружение

Технические характеристики

Технические характеристики самолета Як-2, приведенные ниже, соответствуют серийной модели. Поклонникам самолетостроения наверняка будет интересно с ними ознакомиться.

Характеристики

Добавить комментарий

десять − 1 =